вторник, 6 декабря 2011 г.

Сравнительная характеристика финансовых систем РФ, США, Японии, ФРГ, Франции и Великобритании

От формы организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта (финансовой системы, далее - ФС) в стране зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны. В 21 веке исследования и анализ финансовых систем разных стран приобретает особенную актуальность в связи с реакцией на кризис глобальной финансовой системы, начавшийся в 2008 году.

          Данная работа является сравнительной характеристикой ФС Российской Федерации, США, Великобритании, Франции и ФРГ. Сравнение ФС,- очень сложная экономическая задача, выходящая далеко за рамки данной работы, поэтому важно определить ключевые критерии для сравнения.
          Так как центральное место в ФС любого государства занимает государственный бюджет, он является ключевым критерием для сравнения, как самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. В работе для каждой из стран указывается общая характеристика устройства бюджета, его период и антикризисные меры, принимаемые правительством, а так же указывается какой бюджет страна имеет на 2010 год. Сравнительный анализ начинается с Российской Федерации, далее идут страны по степени уменьшения ВВП, США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания.
          В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями ФС, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным  фондам.
          В ФС специальные фонды занимают важное место, так как объем средств, которые в них концентрируются, значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - 1/3, поэтому в данной работе в качестве второго критерия сравнения выступают специальные фонды.

Финансовая система Российской федерации

          ФС РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. ФС РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; б) внебюджетные целевые фонды; в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей; г) имущественное и личное страхование; д) кредит (государственный и банковский).
Государственный бюджет
          Государственный бюджет – главное звено ФС [12]. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.
          В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ [5].
          Организационная структура включает в себя республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов [12].
          Правительство ежемесячно предоставляет в Государственную думу информацию о ходе исполнения Федерального бюджета.
                    Счетная палата осуществляет контроль за исполнением Федерального бюджета. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в РФ он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).
          Дефицит федерального бюджета в 2010 году планировался в 2,9 триллиона рублей, или 6,8% ВВП. По прогнозам в 2011 году он сократится до 1,9 триллиона рублей, или 3,95% ВВП, в 2012 году - до 1,6 триллиона рублей, или 3% ВВП.
          Рост ВВП по официальному прогнозу в 2011 году составит 3%, в 2012 году - 4,3%. Официальный прогноз и ситуация на текущей момент отличаются на один процент, что по мнению экспертов не повлияет в 2010г на экономическую стабильность страны.
Специальные фонды
          Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов, но затем эволюционировали. В РФ дается четкое определение: внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет [12]:
·       Пенсионный фонд РФ;
·       Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды;
·       Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.
          Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность [4, с.356].
          Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме.
          Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти.         Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.
          Именно поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
          В РФ был создан антикризисный фонд правительства, средства которого оно может по своему усмотрению направлять на поддержку различных отраслей экономики и рынка труда, в 2010 году объем средств в нем составил около 195 миллиардов рублей.

Финансовая система США

  В США система организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.
  Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.
Государственный бюджет
По состоянию на 2009 год доходы и расходы федерального бюджета США самые большие среди стран мира. Федеральный бюджет в США – сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Бюджетные доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами.
Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные изменения. И поэтому рассмотрение вопроса о доходах и расходах федерального бюджета интересно с точки зрения динамики этих изменений.
Например, в 2010 году казначейство США представило новый прогноз, согласно которому в результате программы выкупа проблемных активов (TARP), гарантий по займам от Федерального управления жилищного строительства, а также шагов ФРС США по выкупу различных финансовых инструментов, основанных на ипотечных закладных, бюджет США потеряет только $89 млрд. Для сравнения, в 2009 г. бюджетное управление Конгресса и административно-бюджетное управление при президенте США оценили потери американских налогоплательщиков от правительственных программ спасения экономики приблизительно в $250 млрд. Казначейство рассчитывало, что потери бюджета от программ финансовой помощи составят $117 млрд. Власти улучшили прогнозы в связи быстрым оздоровлением американской и мировой экономики.
Уже сейчас многие компании финансового сектора США либо полностью погасили свои обязательства перед правительством, либо намерены сделать это в ближайшее время.
Специальные фонды
          Важное место в системе государственных финансов принадлежит специальным фондам США, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово – кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение.            
          Наиболее значительными являются фонды социального страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья.
          Также в США в зависимости от целей использования выделяют следующие специальные фонды:
·       экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д;
·       научно–исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;
·       военно–политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные)  фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно–технические проекты.
·       Прочие фонды
          Таким образом, специальные фонды США имеют целевой характер и формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений и за счет средств федерального бюджета.

Финансовая система Японии

            В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.
          Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды. так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Государственный бюджет
          Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
          С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.
          После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
          Бюджета на 2010 финансовый год (начался с 1 апреля) стал рекордным по расходам, которые почти достигли 92,3 триллиона иен (более триллиона долларов).
          Гигантский дефицит бюджета Японии покрывается за счет заимствований, объем которых составляет 44,3 триллиона иен (более 480 миллиардов долларов, или 10% от ВВП). Для сравнения, дефицит бюджета США в 2009 финансовом году составил 1,4 триллиона долларов, также оказавшись у отметки в 10% от ВВП.
          Ростом бюджетных расходов государство пытается поставить на ноги экономику, которая в 2010 году, вероятно, сократится на 6 процентов. Спад ВВП будет большим, чем в любом другом крупном развитом государстве.
          Общий объем государственного долга Японии сейчас превышает 200 процентов от ВВП, что является максимальным показателем среди всех стран мира.
Специальные фонды
            В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. Которые создавались с 80-х годов прошлого века. Мировой финансовый кризис побудил правительство Японии в 2010 году рассмотреть возможность создания специального государственного инвестиционного фонда для управления частью $909-миллиардных валютных резервов, вторых по объему в мире, после резервов Китая.
          Вторая идея заключается в возможности разделения крупнейшего в мире Правительственного пенсионного инвестиционного фонда, под управлением которого находятся активы стоимостью около 160 триллионов иен ($1,35 триллиона), чтобы повысить отдачу японских сбережений.
          Валютные резервы Японии достигли рекордных для страны $908,958 миллиарда в марте 2010, устойчиво увеличиваясь на фоне того, что рост доходности в других странах приводил к увеличению процентного дохода по облигациям.

Финансовая система Германии (ФРГ)

          Устройство государственных финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой федерации.
Государственный бюджет
            В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
          Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.
          На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министерств проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в  верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.
          Бюджет на 2010 год предусматривает 10-процентное увеличение расходов и, как следствие, рекордный дефицит – 86 млрд. евро или 6% ВВП. Для его покрытия стране придется удвоить заимствования. Результатом должен стать рост экономики на 1,2%.
          В этом бюджете на 15% увеличиваются расходы на социальные пособия, пенсии и стимулирование рынка труда. Вводятся налоговые льготы для немецких семей, что должно дать стимул потребительскому спросу. Так же на 40% будут увеличены расходы на национальную систему здравоохранения и медицинского страхования. Предусмотрен также рост инвестиций в высшее образование и науку, которые должны обеспечить Германии устойчивое посткризисное развитие.
          По оценкам министра финансов, в 2011 году ситуация в экономике стабилизируется и власти смогут начать сокращение дефицита.
Специальные фонды
          Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета  страны.
          В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.
          Фонд выравнивания бремени войны был создан с целью "оказания помощи населению, пострадавшему от войны". Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества.[18] Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.
          Фонд развития европейской экономики создан в связи с действием после второй мировой войны американского "плана Маршалла". В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту.

Финансовая система Франции

          Франция – высокоразвитая страна рыночной экономики. По объему ВВП ее опережают только США, Япония, ФРГ.
Государственный бюджет
            Финансовая система Франции многозвенна, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.
          Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более 3-х лет.
·       Первая стадия – Составление проекта бюджета, осуществляется под контролем Министерства экономики и Финансов (МЭФ). В течении 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами составляет свою смету.
·       Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета, длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат).
·       Третья стадия – исполнение бюджета, называется финансовым годом, и во Франции совпадает с календарным.
            В 2010 г. ожидается рост ВВП на 0,75%, а дефицит бюджета составит рекордные 117 миллиардов евро – около 8,2 % ВВП, против 3,4% в, заложенных в бюджет 2009 г. Государственные расходы составят около 56% ВВП, как и в 2009, в то время как в 2008 г., до кризиса, они находились на уровне 52%. Объём государственной задолженности составит 84% - на 7% больше чем в уходящем году.
          Одна из главных мер, призванных облегчить налоговое бремя для французских предприятий – отмена так называемого профессионального налога, который предприятия выплачивают в местные бюджеты. Потери местных бюджетов будут компенсироваться из бюджета национального, что выразится в потерях для госбюджета порядка 12 миллиардов евро.
          Так же в 2010 году увеличены социальные отчисления с доходов и дивидендов от сберегательных вкладов граждан, акцизы на бензин и на газ и налог на финансирование теле- и радиовещания. Одновременно с этим будет снижена компенсация расходов на лекарства, предоставляемая обязательным медицинским страхованием. Эти меры по должны принести в бюджет дополнительно 4 миллиарда евро, но именно они могут усугубить положение граждан.
          Кроме того в 2010 г. вырастут и муниципальные налоги, в Париже, например, на 8%. Ранее, Социалистическая партия предлагала увеличить налог на прибыль банков на 10%, что должно было принести в казну дополнительно от 600 миллионов до миллиарда евро, однако поправка была отклонена правительством.
Специальные фонды
            Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение.
          К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства , присоединенные бюджеты , разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.
          Организационно они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:
·       образуют фонды доходов и расходов которые включаются в бюджет ( фонд экономического и социального развития Франции)
·       составляют внебюджетные  фонды, имеющие юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции.

Финансовая система Великобритании

Финансовая система Великобритании состоит из четырех частей:
·       Государственный бюджет
·       Местные бюджеты
·       специальные внебюджетные фонды
·       финансовые государственных предприятий.  
Государственный бюджет
          Государственный бюджет страны состоит из двух частей:
·       консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их
расходование;
·       национального   фонда займов, куда входят доходы и расходы государства,   связанные с движением капитала.
          Бюджетный год, в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.
          Перед определением суммы финансовой помощи центральное правительство исходя из проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объект финансовой поддержки определяется как разница между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закреплённых за ним доходных источников.
          Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, т.е. они могут быть потрачены только на оговоренные цели.
          Бюджет на 2010 год, созданный коалиционным правительством, призван сократить накопившиеся после кризиса у страны долги(по прогнозам Еврокомиссии, в этом году дефицит бюджета Великобритании станет наиболее значительным среди 27 стран ЕС).
          Экономика Великобритании в 2010 году вырасла на 1,2%, а прогноз заключается в том, что к 2013 она возрастет на 2,9%. При этом инфляция в этом 2010г. составила 2,7% – выше запланированных 2%.
          Среди мер по сокращению дефицита можно отметить увеличение Налога на добавленную стоимость (НДС) 4 января 2011 года с 17,5% до 20%. При этом, как и раньше, продукты питания и детская одежда не будут облагаться этим налогом. Налог на доходы компаний за 4 следующих года постепенно будет уменьшен с 28% до 24%. Налог на доходы малого бизнеса снизится с 21% до 20%. Налог на прирост капитала будет увеличен с 18% до 28%, однако эти изменения коснутся только обеспеченных слоев населения. Критики обеспокоены, что такое резкое увеличение этого налога может оттолкнуть зарубежных инвесторов.
Специальные фонды
            В Великобритании их более 80, причем объем средств сконцентрированных в них покрывает одну третью  от государственных расходов. Ведущее место занимает фонд национального страхования. Он создается за счёт взносов населения, государственных предприятий  и дотаций правительства.
          Аккумулированные  средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.
          Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании входят пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счёт средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным назначением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Анализ ФС стран (Таблица 1) выявил схожие черты у всех стран: продолжительность, дефицитность, социальную направленность бюджетов, схожие антикризисные меры (создание специальных антикризисных фондов), тенденция интеграции специальных фондов в более общие конструктивы.
          Все страны в характеристике делятся на унитарные (Франция, Япония, Великобритания) и федеративные (Россия, Германия США). Унитарные имеют двух уровневый бюджет, против трехуровневого бюджета у федеративных.
         

РФ
США
Япония
ФРГ
Франция
Великобритания
Бюджетный год
01.01.-31.12
01.10-30.09
01.01.-31.12
01.04-31.03
Валюта
рубли
доллары США
иена
евро
фунт-стерлинг
Сальдо за 2010 год. в национальной валюте
Дефицитный Бюджет
2,9 трлн.
1,294 трлн.
92,3 трлн.
86 млрд.
117 млрд.
15,3 млрд.
Разность в процентах от ВВП страны
5,3%

8,9%
10,5%
6%
8,2 %
12,6%
Кол-во уровней бюджета
3
3
2
3
2
Особенность бюджета 2010г
Резкое увеличение веса и значения резервного фонда.
Снижение дефицита в сравнении с 2009 годом
Самый большой дефицит в истории страны
Самый большой дефицит в истории страны
Самый большой дефицит в истории страны
Самый большой дефицит в ЕС
Таблица 1 Анализ ФС

          Если сравнивать ФС Франции, ФРГ и России, то можно отметить, что  звенья входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед странами: дефицит бюджета, распределение полномочий между уровнями власти, распределение расходов и доходов бюджета между  бюджетными звеньями. Принципиальное отличие Франции от России заключается в том, что там 2-х уровневая бюджетная система, а в России  3-х уровневая.
          Отличие ФС России от ФРГ определяется в большей степени формированием бюджета, в Германии поступления от прямых налогов превалируют над поступлениями от косвенных налогов примерно в два раза, в России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет.
          Для борьбы с кризисом некоторые страны анализируют идею создания специального фонда (Япония), ряд стран уже создало собственные  специальные антикризисные фонды (РФ, США), другие создали международные антикризисные фонды (например, в рамках ЕС, или паназиатский антикризисного фонд, курируемый Китаем и Японией).
          Являясь существенной реальностью сегодняшнего рынка, финансовая система любого государства на фоне кризисных явлений и всё большей интеграцией в мировую финансовую систему требует все большего внимания, изучения и анализа.

Список литературы

1.    Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2005.
2.    А.Г. Грязнова Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Изд-во «Финансы и статистика» М.: 2002
3.    К.В. Рудый Финансово-кредитные системы зарубежных стран. М.: 2003 
4.    Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития. М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2006.
5.    В.П. Гупник Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит. М.:ВлаДар,1995
6.    Новикова Т.С. Местные финансы во Франции: Новосибирск, 1996г.
7.              С. И. Кумон Банковское дело в России. Глоссарий банковских терминов. МФО, 2003
8.    Официальный сайт: http://www.kremlin.ru/
9.    Официальный сайт: РИА новости http://www.rian.ru/
10.Официальный сайт: Вестиюру http://www.vesti.ru
11.Официальный сайт: Русская газета http://www.rg.ru
12.Официальный сайт: Лента.ру http://www.lenta.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий