вторник, 6 декабря 2011 г.

Психология конфликта и способы его разрешения

Очень часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который дезорганизует людей, переводит их в эмоции, мешает принимать правильные решения, что влечет за собой издержки, а это в свою очередь является проблемой менеджера. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
          Часто начальники, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, сделать объективную оценку, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.
          Анализу  и управлению конфликтной ситуацией посвящена данная работа.

Основные понятия и определения

          Ключевым понятием в психологии управления является определение  конфликта.
          Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
            Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
          Любой конфликт имеет причину, эта причина, называемое конфликтогеном,- второе важное понятие.
          Конфликтоген — слова, действия (или бездействие), порождающее или способные привести к конфликту. Термин введён психологом А. П. Егидесом и в настоящее время приобрёл значительную популярность в научных работах.
          Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдает конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Но многие даже непреднамеренные конфликтогены порождены такими подсознательными причинами, как агрессия, стремление к превосходству и т. п.
          На мелкие конфликтогены собеседник нередко не реагирует. Но накопление мелких конфликтогенов приводит к внешне беспричинной (или имеющей пустяковую причину) взрывной реакции (ссора, скандал, увольнение, развод и т. п.)

Социально-психологические способы управления конфликтами
          Здесь объектами воздействия являются психологический настрой, мотивация участников конфликта, а также характер и содержание межличностных отношений. К этим способам относят:
1.      Изменение установок по отношению к членам группы. Этот способ необходим в первую очередь при управлении эмоциональными конфликтами, когда все внимание переносится на личности соперников. Поэтому важно создать атмосферу сотрудничества, которая позволяет членам соперничающих групп в ходе совместной деятельности оценить соперников как партнеров. Кроме того, при таком способе управления конфликтом возможно применение методов коррекции отрицательных стереотипов, изменения целей, одобрения и др.
2.      Изменение мотивации членов организации. Поскольку мотивацию можно представить как силу, побуждающую к действию, а при конфликте мотивация направлена прежде всего на активизацию конфликтных взаимодействий, то для управления интенсивностью конфликтных взаимодействий следует ослаблять мотивацию на противодействие по отношению к соперникам. Это может быть достигнуто путем демонстрации нерациональности конфликта, его разрушительных последствий и привлекательности бесконфликтной работы. Такого же эффекта можно достичь через мотивацию участников конфликта к основному виду деятельности. Как правило, появление сильной мотивации к работе приводит к отвлечению членов организации от участия в конфликте.
3.      Введение неформальных лидеров – наиболее давний и проверенный способ управления конфликтом. Неформальные лидеры не только могут организовывать конфликты, направлять деятельность его участников, но и способны создавать эмоциональную атмосферу конфликта (поддерживать неприязнь, ненависть и установки на борьбу). Поэтому приход нового лидера может кардинально изменить взаимоотношения между участника ми конфликта. Основная трудность этого способа управления конфликтом в том, что нового лидера должны принять в организации, слушать его советы, подчиняться его решениям в условиях острого конфликта.
4.      Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Большинство причин конфликта связано с общим недовольством, неудовлетворенностью, неприязнью, направленными на других членов организации. Поэтому одним из способов снижения интенсивности конфликта является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, охватывающей всех участников конфликта. Это может снизить интенсивность конфликтных взаимодействий.
5.      Манипулятивное воздействие на поведение членов организации. Некоторые современные способы управления по ведением связаны с манипулированием сознанием участников конфликта, когда основой управления является воздействие на подсознание участников конфликта, совершаемое в обход психологических барьеров. Для этого используются различные коммуникационные каналы, по которым передаются специально подготовленные сообщения. В подготовке сообщений должны обязательно принимать участие профессиональные психологи, которые способны воздействовать на подсознание участников конфликта через их репрезентативные системы.

Типы конфликтов

          В  соответствии  с  классификацией  Л.  Коузера,  конфликты  могут   быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).
          Реалистические   конфликты   вызваны   неудовлетворением    определенных требований участников  или  несправедливым,  по  мнению  одной  или  обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и  направлены  на достижение конкретного результата.
          Нереалистические  конфликты  имеют  своей   целью   открытое   выражение накопившихся  отрицательных  эмоций,  обид,  враждебности,  т.  е.  острое конфликтное  взаимодействие  становится  здесь  не  средством   достижения конкретного результата, а самоцелью.
          Начавшись   как   реалистический,   конфликт   может   превратиться    в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно  значим  для участников,  а  они  не  могут  найти  приемлемое  решение,  справиться   с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует  освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.
          Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны.  Их  гораздо  сложнее урегулировать,  направить  по  конструктивному   руслу.   Надежный   способ профилактики подобных конфликтов в  организации  —  создание  благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний  в общении.
          Существуют   пять   основных   типов   конфликта:  
·       внутриличностный;
·       межличностный;
·       между личностью и группой;
·       межгрупповой;
·       социальный.
               Внутриличностный конфликт
          Здесь участниками конфликта являются не  люди,  а различные  психологические  факторы  внутреннего   мира   личности,   часто кажущиеся или являющиеся  несовместимыми:  потребности,  мотивы,  ценности, чувства и т. п.
          Внутри личностные конфликты, связанные с  работой  в  организации,  могут принимать различные формы. Одна из  наиболее  распространенных  форм  —  это ролевой  конфликт,  когда  различные  роли  человека  предъявляют   к   нему противоречивые требования.
          Например, будучи хорошим семьянином  (роль  отца, матери, мужа, жены и  т.  п.),  человек  должен  вечера  проводить  дома,  а положение  руководителя  может  обязать  его  задержаться  на  работе.  Или: начальник  цеха  дал  мастеру  указание  выпустить  определенное  количество деталей, а технический  руководитель  в  то  же  самое  время  —  произвести технический  осмотр  оборудования.  Причиной  первого   конфликта   является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго,- нарушение принципа единоначалия. Внутренние  конфликты  могут  возникать  на производстве вследствие перегруженности работой  или,  напротив,  отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
  Межличностный конфликт
          Это  самый  распространенный  тип  конфликта.  В организациях он проявляется по-разному.  Многие  руководители  считают,  что единственной его причиной  является  несходство  характеров.  Действительно, встречаются люди, которым из-за  различий  в  характерах,  взглядах,  манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий  анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как  правило,  лежат  объективные причины. Чаще всего —  это  борьба  за  ограниченные  ресурсы:  материальные средства,  производственные  площади,  время   использования   оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно  он,  а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным,  например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет  к  нему  непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный  не  желает  работать  в полную силу.
  Конфликт между личностью и  группой
          Неформальные  группы  устанавливают свои  нормы  поведения,  общения.  Каждый  член  такой  группы   должен   их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как  негативное явление,   возникает   конфликт   между   личностью   и   группой.    Другой распространенный  конфликт  этого  типа   —   конфликт   между   группой   и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты  протекают  при  авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт
          Организация  состоит  из  множества  формальных  и неформальных групп, между  которыми  могут  возникать  конфликты.  Например, между   руководством   и   исполнителями,   между   работниками    различных подразделений, между  неформальными  группами  внутри  подразделений,  между администрацией и профсоюзом.
          К сожалению, частым примером межгруппового конфликта  служат  разногласия между высшим и более низким уровнями управления,  т.  е.  между  линейным  и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.
          Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью  целей  в  борьбе  за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы  и т.  п.),  т.  е.  наличием  реальной  конкуренции,  а  также  возникновением социальной конкуренции.
          Межгрупповые конфликты сопровождаются:
·        проявлениями «деиндивидуализации», т. е. члены группы  не  воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а  воспринимают  их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.Деиндивидуалиэация облегчает проявление агрессивности к другим группам;
·        проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе  которого  более высоко и положительно  оценивают  свою  группу,  повышают  свой  престиж  и одновременно принижают, обесценивают чужую группу,  дают  ей  отрицательную оценку («они злодеи,  они  глупые,  они  отсталые»  и  т.  п.).  Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать,  «оправдывать себя»  в  конфликте,  ведь  чтобы  победить,  надо   оценивать   себя   как «положительную  группу,  которая  правильно   поступает»   и   отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с  чужой  стороны  о  чужой  группе  («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой.  Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
·        проявлениями групповой атрибуции,  т.  е.  склонны  считать,  что  именно «чужая  группа  ответственна  за  негативные  события».  Объяснение  причин событий резко различается для своей и чужой группы: 1)  так  положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой  группы  приписываются внутренние причины («мы поступаем правильно, потому что мы  хорошие»,  «они поступают плохо, потому что они плохие»);  2)  негативное  поведение  своей группы  и  положительное  поведение  чужой  группы   объясняются   внешними причинами,  внешними  обстоятельствами.   Так,   нападения   своей   группы (негативное, агрессивное  поведение)  объясняют  внешними  причинами  («нас вынудили обстоятельства»), а нападения  противников  объясняют  внутренними причинами («они плохие люди»). Конструктивные положительные действия  чужой группы оценивают, как внешне обусловленные («у них не было другого  выхода, обстоятельства вынудили их пойти на «мировую») или порой воспринимаются как подвох, « военная хитрость» («что-то  здесь  не  так,  нельзя  доверять  их «миролюбивым» предложениям»).  Даже  раскол  внутри  своей  группы  склонны объяснять действиями «чужой группы», которые «вредят нам,  строят  заговоры против нас».
   Социальный конфликт
          «Ситуация, когда стороны (субъекты)  взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или  взаимно исключают друг друга». Но несмотря на  разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в- третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга .
          Таким образом, социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов.
          Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.
          Этот момент тесно связан с выяснением  причин  и  природы  конфликта,  а также    определением    его    границ:    пространственных,    временных, внутрисистемных.   Пространственные   границы    конфликта    определяются местоположением его участников (квартира, улица, дом, работа, регион и  т. д.   и   т.   п.).

Характеристики конфликта

          Временные   параметры   конфликта   связаны   с   его продолжительностью, включая начало и конец.
          Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1)    первый его участник сознательно и активно действует в  ущерб  другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;
2)    второй участник сознает, что эти действия направлены против него;
3)    второй  участник  в  ответ  предпринимает  активные  действия  против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.
          Из этого  следует,  что  конфликт  начинается  в  случае  противоборства сторон.  Он  возникает  лишь   тогда,   когда   стороны   начнут   активно противодействовать друг  другу,  преследуя  свои  цели.            Поэтому  конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение  и  ему, как  правило,  предшествуют  инициирующие  действия   одной   из   сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
          Перечень элементов конфликта:
1)    два участника или две стороны конфликта;
2)    взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;
3)    поведение,   направленное   на   уничтожение   планов,    интересов противоположной стороны;
4)    применение силы для влияния на другую сторону;
5)    противопоставленность действий, поведения сторон;
6)    стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
7)    личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;
8)    характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.
          Динамика развития конфликта:
·       возникновение конфликтной ситуации,
·       осознание конфликтной ситуации,
·       собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные  действия,  которые  затрудняют  достижение  целей,   интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб  другой стороне;
·       развертывание конфликта или его разрешение зависит от  участников,  их личностных  особенностей,  интеллектуальных,  материальных   возможностей, которые есть у сторон, от сути и  масштабов  самой  проблемы,  от  позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях  конфликта,  от стратегии и тактики взаимодействия.
Критерии конфликта
          1) взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят  друг  от  друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, а  эти действия вызывают  ответные  реакции  первого  субъекта  и  т.  д.,  таким образом, происходит  взаимодействие  сторон,  их  контроля,  однако,  если существуют жесткие правила контакта (например, бой  боксера),  то  это  не конфликт;
          2) осознание ситуации как  конфликтной,  т.  е.  одна  или  обе  стороны оценивают чужие действия как преднамеренно  враждебные  с  целью помешать достижению желаемых целей или унизить;
          3) выбор стратегии  дальнейшего  поведения:  к  поиску  компромисса  или рационально приемлемого решения, либо к эскалации  конфликта,  к  усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт)  переходят к борьбе личностей (межличностный  конфликт),  затем  к  борьбе  групп  и насилию.
          В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет  достичь  своих  целей. Конфликт —  такой  вид  взаимодействия,  где  результат  принадлежит  всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт  вносит  каждый  участник.  Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а  другой  человек»,  «Я прав, а другой — не прав,  он  плохой»,  и  каждый  собирает  вокруг  себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.
          Окончание конфликта не всегда  однозначно.  Он  может  быть  исчерпан  в случае примирения или  выхода  из  конфликта  одной  из  сторон,  а  также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
          Относительно внутрисистемных параметров  конфликта  необходимо сказать, что  он  всегда  происходит  в   определенной   системе:   семье,   группе сослуживцев, трудовом коллективе,  государстве,  международном  сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано  с  определением конфликтующих сторон,  выступающими  его  главными  участниками,  а  также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
          Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия,  но  он  также  еще  и  служит  способом  выявления  и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно  ответить,  что  предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти  стороны  имеют  определенные  интересы,  потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей  другой  стороны  создает  социально-психологическую   основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не   перешедшего  в  конфликт,  —  конфликтная   ситуация.   Таким   образом, конфликтная ситуация — это такое  совмещение  человеческих  потребностей  и интересов, которое объективно создает почву  для  реального  противоборства между различными социальными субъектами.
          Конфликтная  ситуация  может  складываться  объективно,  помимо  воли  и желания будущих противоборствующих сторон  (сокращение  штатов  в  трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно  спровоцирована  одной  или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от  того,  какое  объяснение  дает  этим событиям  каждая  сторона,  в  соответствии  с  которыми  она  и   начинает действовать в ходе  развития  конфликта.  Главная  черта  этой  ситуации  — возникновение предмета конфликта.
          Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого  и  ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.

Функции конфликта

          Поскольку в ходе конфликта  разрешаются  противоречия,  происходит  поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос  о  его  функции  — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт? С  обыденной  точки  зрения  здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому  что  конфликт  связан  с такими явлениями, как бытовые ссоры и  неурядицы,  служебные  неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные  со  страданиями  и  потерями.  Отсюда  и  оценка
конфликта в качестве явления нежелательного.
          Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно  которой  конфликт  не  только негативное социальное явление, но также еще и позитивное.  Ход  рассуждений здесь  примерно  следующий.  Да,  конфликт это   нежелательное   явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.
          Наряду с этим существует также тенденция рассматривать  конфликт  не  как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.
          Мортон Дойч, осуществляя  мотивационный  анализ  конфликтного  поведения, отмечал, что  конфликт  —  это  такое  взаимодействие  двух  сторон,  когда достижение целей  одного  препятствует  достижению  целей  другого,  т.  е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта,  а с другой стороны, эмоциональное неприятие  другого  человека,  тенденция  к конкурентному взаимодействию людей,  как  их  психологическая  особенность, способствует  конфликтному  поведению.          Поскольку  конфликты  неизбежны  во взаимодействии людей, то  они  могут  выполнять  позитивную  конструктивную функцию:
·       конфликт  способствует  определенному  движению  вперед,  предотвращает застой;
·       в процессе конфликта происходит объективация  источника  разногласия и возможно  его  разрешение,  «снятие»,  находятся  средства   предотвращения будущих конфликтов;
·       конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
·       в конфликте  «изживается»  внутренняя  напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;
·       конфликт  —  способ  самоутверждения  личности,  особенно  у подростка
·       конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;
·       внутригрупповой конфликт в  научной  деятельности  создает  необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так,  исследование показало,  что  продуктивность  творческой  научной  деятельности  выше   у конфликтных личностей;
·       межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
·       необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к  концентрации усилий участников на решение конфликтной  ситуации,  к  вовлечению  членов группы в общую жизнь группы.
          Признаки деструктивного конфликта:
1)    расширение конфликта;
2)    эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин  и,  даже  если   причины   конфликта   устранены,   сам   конфликт продолжается);
3)    увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;
4)    рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.
          Но вернемся к вопросу о полезности или вредности конфликтов. Нами уже было сказано о том, что конфликт является способом выявления и разрешения противоречий. В этом и коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен конфликт тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Но из этого вытекает следующий вопрос: а какова цена разрешения противоречия путем конфликта? Она, как правило, очень высокая. В виде разрушения или серьезного повреждения системы, а то и вовсе уничтожения одной из сторон.
          Налицо социальный иллюзионизм, о котором писал Питирим Сорокин. Думается, что лучшим разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому следующая наша задача будет и состоять в том, чтобы рассмотреть объективные причины и психологию участников зарождающихся конфликтов.
          Важным моментом в изучении проблемы конфликтов  и  их  природы  является выявление их причин. Анализ  социологических  и  социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов:
·       социально-экономические   —   конфликты   в   современном   обществе представляют  собой  порождение  и  проявление   объективно   существующих социально-экономических противоречий;
·       социально-психологические — потребности, мотивы, цели  деятельности  и поведения различных людей;
·       социально-демографические — различия в установках, мотивах  поведения, целях  и   стремлениях   людей,   обусловленных   их   полом,   возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям.
          Люди так  или  иначе,  реагируют  на  изменение  социально-экономической ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из  таких  потребностей  является  социально- психологической  причиной  конфликтов.  Неравенство  в  уровне  доходов  и потребления между самыми богатыми и самыми бедными, отсутствие практически средних  слоев  общества,  нестабильность  экономического,  социального  и политического развития неизбежно ведут к  конфликтам  на  самых  различных уровнях: межличностном, в масштабах  всего  общества.  Острота  социальной напряженности, уровень конфликтности  проявляются  в  различных  факторах: повышенном эмоционально-психологическом фоне взаимодействия между  людьми, усилении неудовлетворенности жизнью и экономическим  положением,  учащении локальных  конфликтов,   превращении   девиантного   поведения   людей   в своеобразную социальную «норму»  (разбой,  рэкет,  терроризм,  наркомания, проституция и т. д.), поиске «виноватого» (что делать? и кто виноват?).  В свою очередь, такого рода негативные  психологические  факторы  не  лучшим образом воздействуют на развитие  социально-экономической  и  политической обстановки в целом.
          Социальный   конфликт   всегда    сопровождается    особой    социально- психологической   атмосферой,   которая   получила   название   социальной напряженности.   Социальная   напряженность   —   это   особое   состояние общественного сознания и поведения, специфическая  ситуация  восприятия и оценки действительности.

Этапы развития конфликта

          Если менеджер «входит и  управляет  конфликтом»  в  начальной  фазе,  он разрешается на 92%; если на фазе подъема — на 46%, а на стадии пик — менее 5%, на стадии спада — около 20%, на стадии вторичный период роста —  менее 7%, на стадии вторичный пик — менее 2%.

   Кодекс поведения в конфликте

          Для управляющего менеджера можно выделить шестнадцать правил, которые ему следует придерживаться для управления конфликтом:
          1. Давать партнеру «выпустить пар». Если он раздражен  и  агрессивен,  то нужно помочь ему снизить внутреннее  напряжение.  Пока  это  не  случится, договориться с ним трудно или невозможно.
          Во время его «взрыва» следует  вести  себя  спокойно,  уверенно,  но  не высокомерно. Он — страдающий человек независимо  от  того,  кто  он. Если человек агрессивен,  значит,  он  переполнен  отрицательными  эмоциями.  В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.
          Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии.
          2. Потребовать от него спокойно обосновать претензии. Можно сказать, что будут учитываться только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции надо отсечь вопросами вида: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».
          3. Агрессию можно сбивать неожиданными   приемами.   Например,   спросив доверительно у конфликтующего партнера совета или заданием неожиданного вопроса, совсем о другом, но значимом для него. Можно напомнить о хороших моментах в прошлом. Можно сделать  комплимент, например: “В  гневе  вы  еще красивее...” или наоборот: “Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так  хладнокровны  в острой ситуации...”. Можно выразить сочувствие: например, тому,  что  он  (она) потерял слишком много.
          Главное,  чтобы  просьбы,  воспоминания,  комплименты  переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
          4.  Лучше не давать ему отрицательных оценок, а говорить о своих чувствах. Не надо говорить: «Вы меня обманываете», лучше сказать, например: «Я чувствую себя обманутым». Не стоит говорить и так: «Вы грубый человек», лучше высказать так: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
          5. Попросить сформулировать желаемый конечный результат и  проблему  как цепь препятствий.
          Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это  фон  или условия, в которых приходится решать. Неприязненное  отношение  к  клиенту или партнеру могут заставить не захотеть решать проблему. Поэтому лучше определить  вместе  с  ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
          6. Предложить клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
          При поиске путей решения необходимо помнить, что  следует  искать  взаимоприемлемые варианты решения. Участники конфликта должны стать победителями, а не разделиться на победителей и побежденных.
          Если возможности договориться нет,  то  необходимо искать объективную  меру  для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции  и т. д.).
          7. В любом случае надо дать партнеру «сохранить свое  лицо».  Не  стоит отвечать  агрессией  на  агрессию.  Так же не следует затрагивать личности. Лучше давать  оценку  только действиям   и поступкам. Например, можно сказать фразу: «Вы уже дважды не выполнили свое  обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек».
          8. Можно отражать как эхо смысл его высказываний и претензий.   Например,- кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли  я  вас  понял?»,  «Вы хотели сказать...?», или «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме  того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.
          9. Лучше держаться как на острие  ножа  в  позиции  «на  равных».  Большинство людей, когда на них кричат или  их  обвиняют,  тоже  кричат  в  ответ  или стараются уступить, промолчать,  чтобы  погасить  гнев  другого.  Обе  эти позиции (сверху — «родительская» или снизу — «детская») неэффективны.   Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция  на  равных  — «взрослая»). Она удерживает и партнера  от  агрессии,  помогает  обоим  не «потерять свое лицо».
          10. Не стоит бояться извиниться, если чувствуется ваша вину.   Во-первых,  это  обезоруживает  клиента,  во-вторых,  вызывает  у   него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
          11. Ничего не надо доказывать.   В любых конфликтных ситуациях никто никогда и  никому  ничего  не  может доказать. Даже силой. Отрицательные  эмоциональные  воздействия  блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться  с  «врагом».  Работа  мысли останавливается.  Если  человек  не  думает,  рациональная   часть   мозга выключается, незачем и пытаться  что-то  доказывать.  Это  —  бесполезное, пустое занятие.
          12. Замолчите лучше первым.   Если так уж  получилось,  что      контроль  потерян, попытайтесь сделать  единственное  — замолчите. Не от «противника»  требуйте:  «Замолчи!...  Прекрати!»,  а  от себя! Добиться этого легче всего.   Ваше молчание  позволяет  выйти  из  ссоры  и  прекратить  ее.  В  любом конфликте участвуют обычно две стороны,  а  если  одна  исчезла  —  с  кем ссориться?
          Если же ни один из участников  не  склонен  замолчать,  то  обоих  очень быстро захватывает  отрицательное  эмоциональное  возбуждение.  Напряжение стремительно возрастает. В таком  «диалоге»  взаимные  реакции  участников только подливают масла в огонь.  Чтобы  погасить  это  возбуждение,  нужно убрать то, что его разжигает.
          Молчание не должно быть обидным  для  партнера.  Если  же  оно  окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно  может  подействовать  как  красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился,  нужно  молчанием  игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера,  как  если  бы  ничего этого не было.
          13. Не стоит характеризовать состояние оппонента, то есть всячески избегайте  словесной констатации отрицательного эмоционального  состояния  партнера по типу:  «Ну  вот, полез в бутылку! ... А чего  ты  нервничаешь,  чего  злишься?...  Чего  ты бесишься?». Подобные «успокаивающие» слова только  укрепляют  и  усиливают развитие конфликта.
          14. Уходя, не надо хлопать дверью.   Ссору можно прекратить,  если  спокойно  и  без  всяких  слов  выйти  из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать  что-то обидное, можно вызвать  эффект  страшной,  разрушительной  силы.  Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».
          15. Говорить, когда партнер остыл.   Если насупило молчание, и партнер расценил отказ от  ссоры  как  капитуляцию, лучше не опровергать этого. Следует выдержать паузу, пока  он  не  остынет.  Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать  полностью,  что  бы  то  ни  было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет  за собой последний разящий выпад,  а  тот,  кто  сумеет  остановить  конфликт вначале, не даст ему разгона.
          16. Независимо от результата разрешения противоречия нужно стараться не разрушать отношения.   Лучше выразить свое уважение и расположение клиенту и высказать соглашение по поводу возникших трудностей. Если получиться сохранить отношения и дать клиенту «сохранить свое лицо»,  тогда он не потеряется как будущий клиент или партнер. Ведь найти нового, надежного, неконфликтного клиента – тоже задача не из легких в условиях конкуренции.

Менеджмент в конфликтных ситуациях

          Мы постоянно оказываемся в конфликтных ситуациях. И хотя они разделяются на  производственные  и  бытовые,  социальные  и   политические,   тактика поведения в конфликте, как правило, одна и та же. В мировой конфликтологии сформировался   весьма   обширный   набор   рекомендаций   по   управлению конфликтными ситуациями, а также советов  и  указаний  по  самоорганизации в конфликтном взаимодействии.
          Существует два способа овладения накопленным теорией и практикой опытом. Один  предполагает  регулярные  упражнения  и   тренировки,   многократное использование тренингов, участие в деловых и  ситуационных  играх.  И  чем больше человек повторяет упражнение, тем совершеннее и прочнее  будут  его навыки, тем увереннее он будет чувствовать  себя  в  самых  непредвиденных конфликтных инцидентах. Этот способ достаточно эффективен.  Но  не  всегда найдется время для ежедневных тренировок, а затянувшийся перерыв неизбежно приведет к потере навыков. Другой способ основан на том, чтобы найти  свой путь  поведения  в  конфликтной  ситуации,  свою   технологию   управления конфликтными отношениями. Почувствовав  эффективность  выбранной  тактики, можно совершенствовать свою технологию, опираясь на  внутреннее  ощущение.
          Если удается найти свою технологию и внутреннюю опору, то  этот  навык  не пропадет никогда. В целом этот способ эффективен, но следует помнить,  что ситуации,  в  которые  человек  попадает,  меняются,  даже  если   он   не продвигается  по  иерархической  лестнице.   Нелепо   выглядит   менеджер, применяющий при решении  серьезных  организационно-управленческих  проблем методы, дававшие эффект в те времена, когда он был  студенческим  лидером.
          Чаще  всего  интерес  к   проблеме   управлений   конфликтом   возникает применительно к трудовой сфере, к управленческой деятельности  вообще.  Управленческая  деятельность   —   это   последовательное преодоление рассогласований в процессе решения производственных  задач,  а стиль управления  —  это  методы  и  приемы,  применяемые  для  достижения намеченных целей  и  задач  и  линий  поведения  в  возникающих  при  этом конфликтных ситуациях.
          Можно сказать, что руководитель постоянно конфликтует. С одной  стороны, он вовлечен в дисфункциональные  конфликты,  в  какой-то  мере  навязанные данной системе управления  и  данной  администрации,  т.  е.  привнесенные извне. С другой — он участвует в конфликтах, которые могут быть следствием допущенных в управлении ошибок:  в  организации  фактор  неопределенности.
          Действует гораздо в большей степени, чем в иных  подсистемах  общественной жизни.   По  мнению  А.  И.  Пригожина,  особенности  организационного  конфликта определяются тремя моментами:
1.      различия  в  объемах  социальных  систем.  В  сравнении  с  обществом организация более локальная и простая система. Это  позволяет  говорить  о больших  по  сравнению  с  макро   уровнем   обозримости,   управляемости, возможностях прогнозирования конфликтных ситуаций;
2.      ролевая структура организаций, выдвижение на первый план профессиональных качеств  и  должностного  положения,  а  также   определенная   «несвобода» исполнения своих ролей. Соотношение роли и личных  качеств  меняется  не  в пользу последних. Вместе с тем личные качества, личные проблемы в человеке-работнике, за редким исключением, преобладают, пусть и в снятом  виде.  Эта «замаскированность»  делает  их  трудноуловимыми  для   руководителя   (или аналитика), однако недоучитывать их недопустимо;
3.      организация — это  «замкнутая  община».  Локальность  организации, четкое ролевое  распределение,  единый  конечный  продукт   труда,   иерархичность позволяют  сравнить  микроклимат  в  ней  с  моральной  атмосферой  общины.
          Работник в организации на виду у всех, сотрудники как бы связаны  «круговой порукой», анонимность действий исключается, осуждение или одобрение  коллег играет решающую роль не  только  в  моральном  самочувствии,  но  и  в  его карьере.
          Кроме  этого,  в  организационных  конфликтах  четко   проявляются   две  особенности,  свойственные  и  другим  конфликтам  в  обществе.  Первая  — референтность, сплоченность конфликтующих  групп.  В  различных  коллизиях референтные группы контролируют  поведение  всех  членов,  возводя  мотивы конфликтов  в  надындивидуальные  ценности.  Отчужденные   таким   образом ценности  получают  самостоятельное  существование  и  довлеют  затем  над поведением индивидов и локальных групп, превращая конфликт в самоцель.
          Другой важный момент  проявляется  в  том,  что  структурные"  образования организации складываются не только по объективным признакам, но и  в  виде так  называемых  групп  сознания,  объединяющих   людей   по   убеждениям, ценностным ориентациям, настроениям и т. д. - Переплетение  объективных  и субъективных факторов затрудняет прогнозирование конфликтных групп, делает эти группы неопределенными, а состав их довольно разнообразным.
          Сложность управления организационным конфликтом в том, что  на  том  или ином этапе развития организации важнейшей задачей руководства может  стать поддержание оптимального уровня конструктивного  (позитивного)  конфликта. Отсутствие  конфликта  порождает  самодовольство  работающих,  и  особенно управленцев, создает основу для «летаргического сна» коллектива.  Конфликт в  организации  можно  сравнить  с  болезнью  в  человеческом   организме.
          Известно, что люди, долгое время не знавшие болезней, при первом серьезном недомогании нередко «ломаются» и становятся мнительными,  посвящают  жизнь поиску различных симптомов. Точно так же реагируют и  социальные  системы.
          Чем  система  централизованное,  организованнее,  тем  чувствительнее  она оказывается к потрясениям. Производственные конфликты не только неизбежны, но и необходимы. Задача состоит в том, чтобы конфликт с деловых рельсов не сползал на личностные, не  переходил  во  взаимное  дискредитирование,  не разрушал формировавшуюся годами совместимость.
          Как правило,  каждое  подразделение  организации  создается  с  какой-то целью.  Эти  цели  часто  оказываются  противоположными, конкурирующими, возникает  объективное  противостояние.  Такого  рода   противостояние   в литературе нередко называется позиционным конфликтом. Конфликт позиционен, потому что он объективно задан положением подразделений в  организационной структуре. Исследователи отмечают  несомненную  пользу  такого  конфликта.
          Позиционный  конфликт  дает  возможность  руководству   более   объективно оценивать действия подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные доводы своей состоятельности, разрабатывают новые  технологии.
          Другими словами, позиционный конфликт создает  конструктивное  напряжение, полезное для  организации.  Поэтому  на  практике  он  нередко  специально предусматривается в целевой структуре организации.  Патология  позиционных конфликтов возникает тогда, когда  целевое  напряжение,  вызванное  сугубо позиционными причинами, насыщается  эмоциями,  переходит  в  межличностное напряжение и межличностный конфликт.
          Слишком много гармонии в организации, считает американский специалист по менеджменту Б. Уоррен, — вещь опасная, гармония в управлении всегда отдает фальшью. Два известных в  США  руководителя  —  Дж.  Бурке  из  корпорации «Джонсон энд Джонсон» и Э. Гроун из «Инеп»  —  настаивают  на  важности  в управлении организациями  такого  фактора,   который  они охарактеризовали как «созидательная конфронтация». Они не только  поощряют  расхождение  во взглядах менеджеров, они просто требуют от них этого.  Они  окружают  себя людьми, которые достаточно подготовлены, чтобы знать правду, и  достаточно независимы в своих суждениях, чтобы открыто их, излагать, особенно, в  тех случаях, когда правда не совпадает с взглядами высших руководителей.
          По мнению А.  Н.  Чумикова,  важны  не  столько  формы  производственных действий, сколько их тактические  (функциональные  или  дисфункциональные) последствия  и  стратегический   (обострение   или   сглаживание   будущих конфликтов) результат. Поэтому само по себе управленческое действие вполне может быть конфликтным: делая дисфункциональными отношения одного  уровня, оно способно придать функциональный характер отношениям  другого  уровня: некоторый инициированный конфликт первого порядка действительно  обостряет конфликт второго порядка, но в то же время сглаживает конфликты  третьего, четвертого и пятого порядков.
          Таким образом, управленческое действие во  многих  вариациях  не  только допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного, особенно с учетом того фактора, что оптимизация конфликта лишь в научных дискуссиях рассматривается в абстрактно-позитивном ключе,  а  в  реальной  жизни  она производится, как правило, в интересах конкретного  социального  субъекта.
          Управление  конфликтом  в  определенном  ракурсе  становится   конфликтным управлением, управлением, имеющим в основе инициирование одного  конфликта в целях редукции другого. Другими словами, несколько маленьких  конфликтов могут в значительной степени нейтрализовать один большой.
          Вот как это происходит: аналитическое пространство конфликта содержит  в себе бесконечно большой набор показателей,  однако  в  каждом  случае  они выливаются  примерно  в  одинаковую  сумму.  В  одних  случаях  эта  сумма складывается из немногих крупных и чрезвычайно  опасных  конфликтов,  а  в других  происходит  ее  дробление  на   огромное   количество   конфликтов незначительных,  не  подрывающих  общественную   стабильность   в   целом.
          Инициируя маленькие конфликты, мы «распыляем», «растворяем» в них  большой конфликт (как имеющийся, так и потенциальный). Частые маленькие  конфликты снимают давление в некоторой части общества, а  блокирование,  недопущение таких конфликтов, напротив, повышает его.
          Чтобы избежать ненужных конфликтных ситуаций  в  условиях  производства, надо  постоянно   совершенствовать   систему   управленческих   отношений.
          Эффективна  такая  организационная  структура,  при  которой  руководителю подчинено не  более  трех—четырех  подразделений,  а  низовые  организации насчитывают не более семи—восьми  человек.  В  западной  литературе  часто называется   основной   закон   любого   учреждения:   сотрудник    должен непосредственно  подчиняться  только   стоящему    на   ступень   выше   и непосредственно руководить только стоящим на ступень ниже.
          Какие  действия  должен  предпринять  руководитель,  если   конфликт   в организации  очевиден?  Прежде  всего  вскрыть  этот  конфликт.  Правильно оценить  ситуацию.   Отличить   внешний   повод   от   подлинной   причины столкновения. Причина может быть не осознанной самими конфликтующими  или сознательно скрываться ими, но она, как в зеркале, отражается в тех средствах  и  действиях,  которые  каждый  применяет  для достижения  своей  цели.  Необходимо  понимать,  насколько   противоречивы интересы спорящих. Например, при всем желании невозможно работать на одном компьютере одновременно двум подразделениям.  Это  жесткий  конфликт,  где вопрос   решается   «либо-либо».   Чтобы   нейтрализовать   неудовольствие обойденного,  надо  дать  ему  возможность  выиграть  в  другом.  Зачастую интересы более совместимы, и  можно  путем  «переговоров»  найти  вариант, частично удовлетворяющий обе стороны без победителей и побежденных.
          Институционализация конфликта — это устранение его стихийности, внесение в ситуацию определенных принципов и правил. Она позволяет сделать развитие конфликта   предсказуемым,   неинституционализированный   конфликт   часто сопровождается не  поддающимся  контролю  взрывом  недовольства.  Проблема институциональной процедуры с точки зрения конфликтологии  не  сводится  к форме этой  процедуры,  а  предполагает  наличие  добровольного  согласия, готовности людей соблюдать тот или иной порядок. Более того, если какое-то правило (норма) не отвечает некоторым реалиям (перестало быть легитимным), а другое, отвечающее новым  условиям,  не  принято,  то  роль  эффективной институциональной процедуры может  выполнять  и  совершенно  незаконный  с точки зрения юриспруденции акт.
          Легитимизация конфликта  стимулирует  добровольность  желания  выполнить предложенное решение.
          Структурирование конфликтующих групп является еще одной важной  ступенью управления конфликтом. Коль скоро  управление  предполагает  деятельность, направленную  на  приведение  несовместимых  интересов  в  соответствие  с некоторыми нормами, возникает необходимость постановки вопроса о носителях этих интересов. Когда наличие некоторого интереса фиксируется  объективно, но его  субъект  неясен  или  распылен,  говорить  о  близкой  оптимизации конфликта не приходится.  Напротив,  в  перспективе  следует  ожидать  его обострения.  Если  же  группы  структурированы,   появляется   возможность изменения  их  силового  потенциала.  Это,  в  свою   очередь,   позволяет установить  неформальную  иерархию  влияния  в  обществе,  что  объективно сдерживает эскалацию межгруппового конфликта.
          Количественные и качественные характеристики участников рано или  поздно выявляются  «сами  собой».   Умелое   же   управление   конфликтом   может активизировать данный процесс и тем самым  ускорить  достижение  конечного позитивного результата.
          Последним, завершающим этапом управления конфликтом выступает  редукция, т. е. последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень.
          Следует  подчеркнуть  еще  раз  важность  точного  определения  проблемы конфликта и того, насколько она  затрагивает  интересы  каждого  участника противостояния. Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с  максимальной  точностью  составить  его  диагноз.  Идеальным   является восприятие конфликта таким,  каков  он  есть  на  самом  деле.  Достижение соответствия между субъективной оценкой данного конфликта руководителем  и состоянием  объективного  развития   противостояния   представляет   собой серьезную задачу, решить которую практически бывает очень трудно.
          Недооценка конфликта может  привести  к  тому,  что  его  анализ  будет проведен поверхностно и высказанные на основе такого  анализа  предложения окажутся малопригодными. Недооценка конфликта может  иметь  объективные  и субъективные причины. Объективные — зависят от состояния информационных и коммуникационных систем, а субъективные — от неспособности  или  нежелания отдельного человека соответствующим образом оценить возникшую ситуацию.
          Вредна   не   только   недооценка,   но   и   переоценка   существующего противостояния. В этом случае предпринимаются усилия гораздо большие,  чем это  действительно  необходимо.  Переоценка  конкретного   конфликта   или перестраховка  в  отношении  возможности  конфликтного   инцидента   может привести к обнаружению конфликта там, где его в действительности нет.  Это часто способствует искусственному порождению мнимых конфликтов  или  таких ситуаций, при которых  люди  начинают  усматривать  наличие  конфликтов  в несущественных  противоречиях  и  спорах.  Это  приводит  к  отрицательным последствиям,  порождает  взаимное  недоверие, подозрительность и т. п.  В литературе и  на  практике  получает  все  большее  распространение  метод анализа  напряженности  и  прогноза  конфликтов   по   измерению   степени неудовлетворенности (условиями  труда,  быта,  существующими  отношениями, статусом и  т.  п.).  Этот  метод  разработан  социологами  Нижнекамска  и применялся  сначала  в  химической   промышленности   для   предупреждения руководителей, о возможных точках социального взрыва. Методологически  это означает использование способа само отрицающего прогноза, т. е.  прогноза, который, должен быть опровергнут практикой.
          Неудовлетворенность универсальный показатель конфликтности. Его важное достоинство — измеряемость. Безусловно,  оценочную  силу  этот  показатель имеет   только   в   сочетании    с    другими    признаками    конфликта.
          Неудовлетворенность,   определенная   путем    социологических    опросов, сопоставляется с выявлением неблагоприятных, точнее плохих, условий жизни, объективно ставящих людей перед необходимостью сопротивления. Важную  роль играют   формы   проявления   неудовлетворенности.    Если    недовольство ограничивается разговорами между его носителями в узком кругу  сослуживцев «в курилке», то опасность возникновения конфликтов  еще  невелика.  Другое дело, если поведенческая неудовлетворенность  проявляется  в  неисполнении трудовых обязанностей, в обструкциях  руководству,  массовых  увольнениях, забастовках  и  т.  п.  Показателем  неудовлетворенности  является   также массовость охвата, т. е. реальное число людей, вовлеченных в конфликт.
          Есть три основных способа,  применяемых  руководителем  для  преодоления конфликтной ситуации:
·       воспитательное   воздействие,   убеждение конфликтующих  в общности цели, доказательство взаимной выгоды от совместной работы,  анализ  причин конфликта с целью показать его несерьезность;
·       разделение   объекта    спора.    Уточнение    границ    полномочий, ответственности, компетенции. Поручение  одному  из  конфликтующих  решить другой, не менее важный вопрос, тогда как  спорный  вопрос  решает  второй участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу;
·       организационные    мероприятия.    Создание    так     называемого «организационного буфера», устраняющего многие служебные  контакты.  Новое организационное звено создается также тогда, когда отсутствует  инстанция, ответственная за спорный вопрос, или когда слишком  жесткие  требования  к отдельным функциям не позволяют применить  взаимоприемлемые  решения.  Как крайнее   средство   используется   перемещение   работников.   Перемещать рекомендуется обоих работников, применяя этот способ только  тогда,  когда другие меры исчерпаны и каждый из конфликтующих действует убежденно  и  по существу в интересах коллектива.
          Процесс управления конфликтом во  многом  зависит  от  позиции,  которую занимает руководитель, от его собственных интересов, а также  от  того,  к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта.  В выборе этих средств руководитель не  всегда  достаточно  свободен.  В  его распоряжении могут быть весьма  ограниченные  возможности  противодействия начавшемуся конфликту. По крайней мере, два  обстоятельства  рекомендуется учитывать практически в любой ситуации. Во-первых,  реакцию,  какую  могут вызвать те или иные из предпринимаемых мер со стороны как непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих  временный  нейтралитет.  Во- вторых, нормы морали,  привычки  и  обычаи,  господствующие  в  конкретной организации и регулирующие поведение людей  в  спокойной  обстановке  и  в моменты  конфликтов.  Необходимо  считаться  с  реальными   возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком  слабых, так и слишком сильных средств воздействия.
          В  мировой  практике  обычно  проблема  управления  конфликтом  решается руководителем не напрямую, а  через  посредников.  К  посредничеству  чаще всего прибегают при регулировании конфликтов макро-уровня.  Роль  третьей стороны в конфликте могут выполнять  не  только  правительственные,  но  и любые другие учреждения, организации или отдельные лица. Опыт  показывает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт  там, где без его усилий согласие между  сторонами  было  бы  невозможно.  Очень часто роль третейского судьи в сложных социальных конфликтах на  Западе  с успехом выполняют  лауреаты  Нобелевской  премии.  Эта  практика  наглядно демонстрирует те высокие  требования,  которые  предъявляются  к  личности посредника.  В  идеале  он  должен  обладать  международным   авторитетом, безупречной    нравственностью,    быть    политически    нейтральным    и профессионально компетентным, обладать высоким интеллектом.
         


Список литературы и источники

1)    Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005.
2)    Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2001.
3)    Дикарева А.А. Мирская М.И. Социология труда. М.,1989; Социологический словарь. Минск, 1991; 
4)    Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую  теорию  конфликтов  (Юридическая конфликтология,ч.1). М.,1993;
5)    Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д., 1992;
6)    Китов А. И.  «Экономическая психология» М., 1987;
7)    Сперанский В.И. «Управление и само менеджмент в конфликтных ситуациях» М., 1995;
8)    Светлов В. А. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003.
9)    «Социологический словарь» Минск, 1991;
10)         Социальные конфликты: Экспертиза,  прогнозирование, тенденции разрешения. М., 1991.

Комментариев нет:

Отправить комментарий