среда, 7 декабря 2011 г.

Взаимоотношения России и НАТО: анализ и прогноз.

Введение

          После распада в июле 1991 блока стран Варшавского договора единственной мощной военной силой в Европе остался Североатлантический альянс и поэтому проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Появилась надежда, что в XXI веке будет достигнута стабильная военная безопасность в мире. Однако, начало XXI века развеяло эти надежды и в мире сохраняется тенденция увеличения числа вооруженных конфликтов. Современный уровень развития оружия, уровень его разрушительной силы делают непредсказуемыми ход и последствия этих конфликтов. Кроме этого в мире сохраняются разногласия в сфере военной безопасности, а так как главными игроками на этой арене по-прежнему являются Североатлантический альянс и Российская Федерация, как приемник ушедшего в небытие Советского союза,  их взаимоотношения являются определяющими факторами безопасности в мире. Поэтому анализ и прогноз этих взаимоотношений является актуальной и острой темой, этой теме и посвящена данная работа.

Глобальные интересы России и НАТО

          Интерес США, как главного члена НАТО, заключается в сохранении их мирового лидерства, что дает им возможность всегда быть первым у натовской добычи и иметь самые жирные куски от нее. Поэтому США повсюду находят для себя интерес, большой или маленький, время от времени меняя обоснование своей эгоистической политике.
Однако, все прекрасно понимают, что сохранять это неравенство вечно им не удастся. Эра американского господства быстро идет к концу. Поэтому американцам нужны союзники, одни они уже не справляются. Как никогда США стараются сплотить НАТО вокруг себя и всеми силами затащить его в свои авантюры. Однако  у европейских членов свои интересы и поэтому они особо не торопится, пока США истощается от непосильной ноши мирового жандарма. И рано или поздно роль Европы по НАТО придется переписать: Европа, навсегда избавленная победой СССР от имперских замашек, является образцом будущего устройства мира, как абсолютно добровольного союза наций. Поразительно быстро в Европе исчезают внутренние противоречия. На самом деле дороги США и Европы расходятся: или США откажутся от своей полицейской роли, или Европа откажется от США. Конечно, Европа неоднородна: есть лидеры, такие как Германия и Франция с непреходящими амбициями. Есть Британия, которая пытается сидеть на двух стульях: быть членом Европейского материка и одновременно американским авианосцем в Европе. Европа объединилась не против, а за: она объединилась для окончательного устранения противоречий внутри Европы, для того, чтобы в Европе никогда больше не было войны. И это делает Европу стратегическим союзником Российской федерации, поскольку ни у Европы ни у России больше нет цели завоевать мир. Конечно, трения случаются и ещё будут случатся, но Европа не предпринимает никаких реальных шагов по изоляции России, и это вселяет острожный оптимизм. Европа ждет, накапливая силы, накапливая не для войны, а для исполнения роли нового лидера мира.
          Как не парадоксально звучит, но в современном геополитическом мире кто-то должен играть роль мирового жандарма, надзирателя, который играет роль защитника обиженных и угнетенных. После распада СССР, Россия отказалась делить эту роль с США и НАТО, и данное место сейчас пустует. Предетендентов несколько: Китай, Индия, Иран или объединенный вокруг Ирана мусульманский фронт, Южная Америка, мощь других недостаточна для того, чтобы быть мировым поборником справедливости. Все понимают направленности глобального вектора, и будут добиваться удовлетворения своих прав и интересов, в случае необходимости объединяясь во временные союзы на основе общей цели и борьбы с общим соперником, а не на основе идеологических догм и религиозных предрассудков и задача у всех будет одна: увеличение доли потребления мировых ресурсов, для чего необходимо добиваться политического и военного лидерства на планете.
          Мала вероятность, что Китай или Индия сможет заменить США на посту мирового жандарма в ближайшем будущем, потому что им сначала придется сравняться с объединенной экономической мощью Европы и США. Мир развивается по многополярному варианту, а это приведет к сбалансированной стабильности и возможно большей безопасности, и задача России заключается в гармоничном входе в этот многополяный мир. Для решения этой задачи и определению путей развития необходимо проанализировать историю взаимоотношений биполярного мира: СССР( России, как его приемника) и Североатлантического альянса.

 

История взаимоотношений России и НАТО

          История взаимоотношений берет свои корни из холодной войны США и СССР, история этого противостояния выходит за рамки данной работы, но некоторые аспекты являются коренными в современной истории взаимоотношений РФ и НАТО, рассмотрим их.

Сущность и цель создания НАТО, современная актуальность аксиом НАТО

          Первый генсек НАТО лорд Исмэй в свое время коротко и удивительно точно сформулировал сущность и цель Североатлантического союза - "держать США в (Европе), держать Германию под (контролем), держать Россию вне (Европы)". Что характерно, эта формула до сих пор не отменена. Ни один из последующих генсеков НАТО не дезавуировал эту идею, не подверг ее публичной критике. Формула как бы существует сама по себе, из нее не делают секрета, хотя и обходят молчанием.
Эта формула дает ответы на некоторые принципиально важные вопросы. Прежде всего, НАТО - это единственный механизм, который обеспечивает политическое и прямое военное присутствие США на Европейском континенте. Об этом говорил лорд Исмэй. А если не будет НАТО, то и присутствие Вашингтона на Европейском континенте становится, мягко говоря, непонятным. Ведь Евросоюз не лезет на Американский континент… Идея о том, чтобы "держать Германию под контролем", предполагала недопущение возрождения нацизма. Далее, формула лорда Исмэя дает ответ на глубокомысленно-наивный вопрос отечественных обывателей (и даже представителей экспертного сообщества!): "Может ли Российская Федерация стать членом НАТО?" Конечно же, нет! Это будет крахом формулы лорда Исмэя. Россию нельзя пускать ни в НАТО, ни в Европу.
          Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов,  Норвегии, Португалии, США и Франции.
          31 марта 1954 г., СССР официально подавал заявку на вступление в НАТО. Запад ужаснулся от самой постановки такого вопроса. Ответ Москве был четким и ясным: "…Нет необходимости подчеркивать абсолютно нереалистичный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных государств…". Комментарии - излишни. Ведь СССР одним фактом своего существования делал НАТО в глазах западных налогоплательщиков легитимной организацией. И еще одна маленькая ремарка: лорд Исмэй в своей формуле употребил слово "Россия", ибо оно, как мы уже отмечали, синоним Советского Союза. Нынешние западные обыватели и не будут разбираться в психологических тонкостях перевода. Для них понятно, что и сегодня нельзя пускать Россию в Европу.

История официальных отношений между Россией и НАТО

Официальные отношения между Россией и НАТО начались в 1991 г., когда Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (переименованному в 1997 г. в Совет евроатлантического партнерства), который был сформирован после окончания холодной войны, как механизм укрепления транспарентности и углубления диалога. Присоединение России к программе «Партнерство ради мира» в 1994 г. создало основу для более практического сотрудничества, а в 1996 г. Россия предоставила крупный контингент для участия в руководимых НАТО миротворческих силах в Боснии и Герцеговине.
Подписание Основополагающего Акта НАТО-Россия о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности в 1997 г.(подробнее будет рассмотрен далее) явилось официальным базисом для отношений между Россией и НАТО и привело к созданию двусторонней программы консультаций и сотрудничества в рамках Совместного постоянного совета (СПС). Однако некоторые стереотипы, сохранившиеся со времен холодной войны, не позволили СПС полностью реализовать свои возможности. На данных отношениях также сказались разногласия по поводу военно-воздушной операции в Косово. Однако Россия сыграла важную дипломатическую роль в разрешении кризиса в Косово и предоставила контингент для обеспечения работы миротворческих сил в Косово (КФОР) в июне 1999 г. С 1999 г. отношения между НАТО и Россией претерпели значительные улучшения.
С созданием в 2002 г. Совета Россия-НАТО данным отношениям был придан новый импульс и содержание. Решение об учреждении СРН, принятое непосредственно после терактов в сентябре 2001 г., в очередной раз подтвердило необходимость в согласованных действиях в ответ на общие угрозы и продемонстрировало решимость России и государств-членов НАТО продолжать развивать более тесное сотрудничество по достижению общей цели построения долгосрочного и всестороннего мира в Евроатлантическом регионе, которая впервые нашла отражение в Основополагающем Акте НАТО-Россия в 1997 г.
После того, как в начале августа 2008 г. Россия применила несоразмерную военную силу в Грузии, Североатлантический союз приостановил официальные заседания СРН и сотрудничество в некоторых областях, пока рассматриваются последствия действий России для отношений Россия-НАТО. В марте 2009 г. было принято решение возобновить официальные заседания и практическое сотрудничество.

Ключевые этапы взаимоотношений Российской Федерации и НАТО

1991
Начало официальных отношений между Россией и НАТО – присоединение России к Совету североатлантического сотрудничества (позднее переименован в Совет евроатлантического партнерства). Совет был создан после окончания холодной войны, как форум для консультаций со странами Центральной и Восточной Европы. Роспуск Советского Союза происходит одновременно с торжественным заседанием, посвященным открытию Совета.
1994
Присоединение России к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ).
1996
Прибытие российского воинского контингента для участия в миротворческих силах под руководством НАТО в Боснии и Герцеговине.

Подписание меморандума о понимании о сотрудничестве в области гражданских чрезвычайных ситуаций.
1997
Встреча в верхах НАТО в Париже - подписание руководителями России и стран НАТО Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и создание Совместного постоянного совета (СПС).
1998
Создание Постоянного представительства России при НАТО.

Подписание меморандума о понимании о научно-техническом сотрудничестве.
1999
Принятие Россией решения о приостановлении на несколько месяцев своего участия в СПС из-за военно-воздушной операции НАТО в Косово.

Прибытие российских миротворцев для участия в миротворческих силах под руководством НАТО в Косово.
2000
Избрание Владимира Путина на пост Президента России. По его словам, он будет стремиться строить отношения с НАТО в «духе прагматизма».

Возобновление расширенного сотрудничества в рамках СПС после встречи министров иностранных дел России и НАТО во Флоренции.

Гибель АПЛ «Курск». Это трагическое событие подчеркивает необходимость сотрудничества между Россией и НАТО.
2001
Открытие Информационного бюро НАТО в Москве.

Президент Путин первым из мировых лидеров связывается с Президентом США после терактов 11 сентября. Произошедшие теракты подчеркивают необходимость согласованных действий всего международного сообщества в борьбе с терроризмом и другими новыми угрозами безопасности. Россия предоставляет доступ к своему воздушному пространству участникам международной коалиции для действий в Афганистане и обменивается с ними необходимыми разведданными.
2002
В Риме проходит первая конференция на высоком уровне, посвященная роли военных в борьбе с терроризмом.

Открытие Военной миссии связи НАТО в Москве.

Встреча в верхах в Риме. На встрече руководители России и членов НАТО подписывают декларацию «Отношения Россия-НАТО: новое качество» и учреждают Совет Россия-НАТО (СРН) вместо СПС.

Открытие совместного Центра социальной адаптации «Россия-НАТО». Центр призван оказывать помощь уволенным из ВС РФ военнослужащим в их возвращении к гражданской жизни.

Проведение в России (г. Ногинск) многонациональных учений по отработке действий в случае катастрофы.

В Москве проходит вторая конференция на высоком уровне, посвященная роли военных в борьбе с терроризмом.
2003
Подписание Россией и НАТО соглашения о спасании экипажей аварийных ПЛ.

В Москве впервые проводится заседание СРН.

Вывод российского контингента из миротворческих сил под руководством НАТО на Балканах.
2004
Генеральный секретарь НАТО впервые связывается с министром обороны России по новой «горячей линии».

Первые командно-штабные учения СРН по ПРО ТВД проходят в Колорадо Спрингс в США.

Открытие на основе соглашений российских групп взаимодействия при стратегических командованиях НАТО.

Проведение в России (г. Калининград) многонациональных учений по отработке действий в случае катастрофы..

На заседании СРН на уровне министров иностранных дел в Стамбуле Россия предлагает предоставить корабль для участия в контртеррористической операции ВМС НАТО в Средиземном море.

Наблюдатели из стран СРН приглашаются для участия в полевых учениях по реагированию на происшествие с использованием ядерного оружия, проходящих вблизи Мурманска.

В московских военных академиях читаются первые курсы лекций НАТО по оперативной совместимости.

Принятие министрами иностранных дел СРН комплексного Плана действий СРН против терроризма после того, как в России совершено несколько терактов.

Обмен письмами о намерениях и согласование процедур между Россией и НАТО в рамках подготовки к участию России в морской контртеррористической операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия».

Совместное заявление министров иностранных дел СРН о проведении президентских выборов на Украине.
2005
В Нидерландах проходят вторые командно-штабные учения СРН по ПРО ТВД.

Подписание Россией Соглашения о статусе сил (войск) ПРМ.

Утверждение министрами обороны СРН «Политико-военных руководящих указаний» в целях развития со временем оперативной совместимости между силами России и НАТО на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях командования.

Россия принимает участие в крупномасштабных военно-морских поисково-спасательных учениях НАТО «Сорбет Рояль».

Британские спасатели помогают эвакуировать группу военнослужащих ВМФ России с аварийного российского подводного аппарата со дна моря вблизи побережья Камчатки.

Наблюдатели из стран СРН приглашаются для участия в полевых учениях по реагированию на происшествие с использованием ядерного оружия в Великобритании в Эдинбурге.

Российские преподаватели и инструкторы из Академии Генерального штаба читают первый курс лекций по оперативной совместимости в школе НАТО в Обераммергау.

СРН утверждает пилотный проект по подготовке антинаркотических кадров из Афганистана и стран Центральной Азии.
2006
Принятие министрами иностранных дел СРН на встрече в Софии ряда приоритетов и рекомендаций для последующей работы СРН.

Наблюдатели из стран СРН приглашаются для участия в полевых учениях по реагированию на происшествие с использованием ядерного оружия в США в штате Вайоминг.

В Москве проходят третьи командно-штабные учения СРН по ПРО ТВД.

В итальянском городе Монтелибретти проходят учения СРН по гражданским чрезвычайным ситуация.

Прибытие в Средиземное море первого российского фрегата для участия в операции «Активные усилия».
2007
Наблюдатели из стран СРН приглашаются для участия в полевых учениях по реагированию на происшествие с использованием ядерного оружия во Франции.

Утверждение Государственной Думой РФ Соглашения о статусе сил (войск) ПРМ.

10я годовщина Основополагающего акта и 5я годовщина СРН.

Прибытие второго российского фрегата для активного участия в операции «Активные усилия».
2008
В Германии проходят компьютерные учения в рамках проекта СРН по ПРО ТВД.

Россия предлагает странам, чьи контингенты участвуют в руководимых НАТО Международных силах содействия безопасности (МССБ) в Афганистане, осуществлять транзит по российской территории.
Россия принимает участие в крупномасштабных военно-морских поисково-спасательных учениях НАТО «Болд монарк».После применения Россией в начале августа 2008 г. несоразмерной военной силы против Грузии, приостановлены официальные заседания СРН и сотрудничество в некоторых областях. Сотрудничество продолжается по ряду ключевых направлений, представляющих взаимный интерес, таких как антинаркотическая деятельность и борьба против терроризма.
На состоявшемся в декабре заседании министров иностранных дел НАТО достигнута договоренность применять поэтапный и взвешенный подход к возобновлению отношений с Россией.
2009
На встрече министров иностранных дел НАТО в марте решено возобновить официальные заседания и практическое сотрудничество в рамках СРН.

На состоявшемся в декабре первом после кризиса в Грузии официальном заседании СРН на уровне министров иностранных дел был принят ряд решений, призванных придать новые силы сотрудничеству в СРН, а также достигнуто соглашение о проведении Совместного обзора общих вызовов безопасности ХХI века.

Основополагающий акт Россия-НАТО

Основа сотрудничества между Россией и НАТО была заложена «Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанным в Париже 27 мая 1997 г. В нем нашли свое отражение успехи, достигнутые в деле развития отношений между Россией и НАТО со времени вступления России в новый, созданный в 1991 г., Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. Совет евроатлантического партнерства), и в «Партнерство ради мира» в 1994 г. «Основополагающий акт» является выражением долгосрочного обязательства, принятого на самом высоком политическом уровне, действовать сообща на благо прочного и всеобъемлющего мира на евро-атлантическом пространстве. Совместный постоянный совет был создан в соответствии с «Основополагающим актом» как форум консультаций и сотрудничества, позволив Российской Федерации и НАТО развернуть содержательную программу мероприятий в области безопасности и взаимодействия по вопросам, связанным с оборонной тематикой. Она представляет собой взаимное обязательство содействовать созданию стабильного, безопасного и неразделенного континента на основе партнерства и взаимных интересов.

Механизмы взаимодействия РФ и НАТО

Эволюция НАТО, подвигло созданию механизмов взаимодействия и сотрудничества с Россией. Началось формирование механизмов прямого диалога и взаимодействия России с основными европейскими институтами в политической, экономической и военно-политической областях, этот процесс идет со сбоями и откатами.

Совместный постоянный совет Россия-НАТО

Совместный постоянный совет (СПС) является неотъемлемой частью механизма сотрудничества, заложенного в «Основополагающем акте». Свое первое заседание он провел 18 июля 1997 г. и оставался средоточием усилий по созданию доверия, преодолению ошибочных представлений и разработке системы регулярных консультаций и сотрудничества. Главная функция СПС состоит в укреплении сотрудничества между Россией н НАТО и определении возможностей для совместных действий. Регулярные, обычно ежемесячные, заседания СПС быстро привели к новому типу диалога и беспрецедентному числу контактов на многих различных уровнях.
Совещания проводятся в условиях понимания, что обе стороны оставляют за собой право независимо друг от друга принимать решения. Они проходят на разных уровнях, в том числе, на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел и обороны или на уровне послов. Начальники генеральных штабов и военные представители НАТО и России также проводят совещания под эгидой Совместного постоянного совета.
Помимо обстановки на Балканах и вопросов миротворчества, тематика обсуждений включает вопросы нераспространения оружия массового поражения, контроля над вооружениями, военной реформы, поиска и спасания на море, чрезвычайного гражданского планирования, научного сотрудничества и экологии, и это лишь несколько примеров.

Совет Россия-НАТО(СРН)

Совет Россия-НАТО (СРН), учрежденный 28 мая 2002 года на Римской встрече в верхах Россия-НАТО, пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) – форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО
После создания СРН, на заседаниях которого Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате «27», вместо двустороннего формата «НАТО+1», существовавшего при СПС, дух встреч радикально изменился.
СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 г. «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 г. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.
Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.
Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.
Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.
Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год – на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности - на уровне глав государств и правительств.
Под Советом Россия-НАТО находится Подготовительный комитет, заседания которого проходят не реже двух раз в месяц. Комитет готовит вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдает за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.
С момента своего создания СРН превратился в эффективный механизм консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, принятия совместных решений и совместных действий. К примеру, Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в области борьбы с терроризмом, нераспространения, миротворчества, противоракетной обороны театра военных действий, управления использованием воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, тылового обеспечения и научного сотрудничества во имя мира и безопасности.

Ключевые области сотрудничества в рамках СРН

Сотрудничество между Россией и государствами-членами НАТО осуществляется под руководством СРН и развивается за счет деятельности различных подчиненных рабочих групп и комитетов.
Каждый год страны-члены СРН согласовывают ежегодную рабочую программу. Ключевые направления сотрудничества включают борьбу против терроризма, оборонную реформу, военное сотрудничество, обучение сотрудников афганских и центральноазиатских ведомств навыкам антинаркотической борьбы, противоракетную оборону театра военных действий, кризисное регулирование и нераспространение. Россия также сотрудничает с НАТО в области контроля воздушного пространства, гражданского чрезвычайного планирования, научного сотрудничества и экологической безопасности. Кроме того, Россия и члены НАТО регулярно обмениваются мнениями по текущим вопросам безопасности Евроатлантического региона, создав, таким образом, постоянный механизм для консультаций по более глобальным политическим вопросам.
Практически ни одного дня не проходит без встречи СРН на каком-либо уровне, что позволяет обеспечивать беспрецедентную интенсивность контактов и неофициальных консультаций в самых разных областях, проходящих в дружественной и обстановке и в духе профессионализма.

Текущие вопросы безопасности

СРН обеспечивает форум для непрерывного политического диалога по текущим вопросам безопасности, который постоянно расширялся, включая в себя откровенную и конструктивную дискуссию по актуальным и иногда спорным вопросам. На СРН обсуждались такие темы, как ситуация на Балканах, в Афганистане, Грузии, Украине, Белоруссии, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Ираке, а также трансформация НАТО, энергетическая безопасность и противоракетная оборона.
В ряде случаев политический диалог позволил выработать общую позицию, например, о пограничном контроле на Балканах (февраль 2003 г.), оборонной реформе в Боснии и Герцеговине (июль 2003 г.) и президентских выборах на Украине (декабрь 2004 г.).
Диалог также помог подать несколько предложений по практическому сотрудничеству, как, например, решение начать экспериментальный проект СРН по обучению сотрудников афганских и центральноазиатских ведомств методам антинаркотической борьбы. Данная инициатива призвана способствовать противодействию угрозам, возникающим в связи с незаконным оборотом наркотиков в Афганистане. Инициатива предусматривает создание местного потенциала и укрепление региональных контактов и сотрудничества за счет обмена опытом между всеми государствами-членами СРН и офицерами среднего звена из Афганистана, Казахстана, Киргизской республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Помимо курсов подготовки для личного состава из Афганистана и стран Центральной Азии, которые проводились в России и Турции, в полевых условиях также организуются мобильные учебные курсы. Управление ООН по наркотикам и преступлениям выполняет роль ответственного исполнителя в рамках данного опытного проекта.

Борьба с терроризмом

Сотрудничество в области борьбы с терроризмом осуществляется в форме регулярного информационного обмена, подробных консультаций, совместной оценки угроз, гражданского чрезвычайного планирования в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе с терроризмом и опыте недавних терактов, а также научно-технического сотрудничества. Россия и члены НАТО сотрудничают и в таких сопряженных с антитеррористической борьбой областях, как пограничный контроль, нераспространение, контроль воздушного пространства и ядерная безопасность.
В декабре 2004 г. министры иностранных дел стран СРН утвердили комплексный План действий СРН по борьбе с терроризмом, направленный на усовершенствование общей координации и стратегического руководства сотрудничеством СРН в данной области.
Кроме того, с декабря 2004 г. проходят совместные учебные мероприятия перед развертыванием, задача которых – подготовить российские военные корабли к участию в военно-морской контртеррористической операции НАТО в Средиземном море под названием «Активные усилия». В сентябре 2006 г. фрегат ВМФ России «Пытливый» принял участие в этой операции. Позднее в этом году планируется участие в ней другого российского корабля, который с начала 2007 г. приступил к соответствующей подготовке. 
Вопросы нераспространения, контроля над вооружениями и ядерных технологий
Под эгидой СРН развивается диалог по растущему кругу вопросов, имеющих отношение к нераспространению оружия массового уничтожения. Были составлены конкретные рекомендации по усилению существующих механизмов нераспространения, проведено несколько всесторонних дискуссий и экспертных семинаров для изучения возможностей практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия.
СРН явился форумом для откровенных дискуссий по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениям. Главным приоритетом для всех стран СРН является продвижение к ратификации Адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе. Чтобы ратификация состоялась, страны-члены НАТО ожидают от России выполнения обязательств, принятых в Стамбуле в 1999 г., касательно вывода ее войск из Грузии и Молдавии. Члены НАТО поддерживают этот процесс, в том числе, путем предоставления финансовых средств в долг на перебазирование российских сил и уничтожение устаревших боеприпасов. В то время как за последние годы Россия продвинулась вперед в выполнении своих обязательств перед Грузией, в отношении Молдавии, к сожалению, таких успехов констатировать еще нельзя.
Экспертами по ядерным вопросам был разработан глоссарий терминов и определений и организованы контакты по ядерным доктринам и стратегии. Эксперты также участвовали в качестве наблюдателей на полевых учениях по отработке действий при инциденте с ядерным оружием в 2004 г. в России, в 2005 г. в Великобритании, в 2006 г. в США и в 2007 г. во Франции. Присутствие экспертов на таких учениях способствует повышению транспарентности, помогает разработать общий подход к процедурам реагирования на инциденты с ядерным оружием и формирует полную уверенность в том, что Россия и члены НАТО, имеющие ядерное оружие (как-то: Великобритания, США и Франция), в полной мере готовы к действенной реакции на любую чрезвычайную ситуацию, возникшую в связи с применением ядерных средств.

Противоракетная оборона театра военных действий

Сотрудничество в области противоракетной обороны театра военных действий обусловлено беспрецедентной опасностью, которая угрожает развернутым силам из-за роста доступности сверхточных баллистических ракет. В 2003 г. было начато исследование, призванное проанализировать потенциальные уровни оперативной совместимости между системами ПРО России и членов НАТО.
Россия и НАТО провели три командно-штабных учения: первые – в марте 2004 г. в США, вторые – в марте 2005 г. в Нидерландах, и третьи – в октябре 2006 г. в России. Наряду с исследованием оперативной совместимости, КШУ должны послужить основой для повышения оперативной совместимости в будущем и разработки механизмов и процедур для совместных операций в области ПРО ТВД. На реализацию исследования и программу учений уже выделено свыше трех миллионов Евро.

Контроль воздушного пространства

Существенными успехами увенчалась Инициатива об использовании воздушного пространства, задачей которой является укрепление сотрудничества между странами СРН в сфере мониторинга и управления воздушным пространством. В конечном итоге, инициатива направлена на повышение транспарентности, предсказуемости и расширение коллективных возможностей борьбы с терроризмом.
На основе реализованного в 2005 г. технико-экономического обоснования были утверждены подробные требования и план проекта системы, которая позволит центрам России и стран НАТО обмениваться данными по УВД. Внедрение системы началось в марте 2006 г. Сейчас продолжается разработка концепций операций, подготовки и учений, а также координационных процедур.

Военное сотрудничество

С появлением СРН были усилены военные механизмы связи по вопросам взаимодействия, как в обоих главных штабах НАТО – Главном командовании операций и Главном командовании трансформации ОВС НАТО, так и в Москве. Основная цель военного сотрудничества – повысить способность сил России и НАТО работать совместно при подготовке к совместным военным операциям в будущем. Была разработана программа повышения оперативной совместимости, важной составляющей которой являются подготовка и учения. Дальнейший импульс этим усилиям придали «Политико-военные руководящие указания по повышению оперативной совместимости сил России и государств НАТО», принятые министрами обороны СРН в июне 2005 г.
Другой ключевой документ – подписанное Россией в 2004 г. Соглашение о статусе сил программы «Партнерство ради мира», которое в мае 2007 г. утвердила Государственная Дума – российский парламент. Это соглашение облегчит дальнейшее военное сотрудничество, а также практическое сотрудничество по другим направлениям, в частности, переброску сил для участия в совместных операциях и учениях. Оно также облегчит организацию Россией тылового обеспечения Международных сил содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане.
В области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок сотрудничество усилилось с момента подписания в феврале 2003 г. рамочного соглашения о сотрудничестве в данной области, что позволило с успехом провести реальную спасательную операцию. В июне 2005 г. Россия приняла участие в крупнейших в истории учениях по поиску и спасанию ПЛ названием «Сорбет ройял». В 2008 г. Россия планирует участвовать в еще более масштабных учениях под названием «Болд монарк».

Кризисное регулирование

Россия и НАТО уже давно сотрудничают в области кризисного регулирования. В период с 1996 по 2003 гг. Россия выделяла для миротворческих операций под руководством НАТО самые многочисленные контингенты среди не входящих в НАТО государств. Тесное сотрудничество на Балканах сыграло важную роль в улучшении отношений и укреплении доверия между военнослужащими России и стран НАТО.
С 2002 г. СРН начал предпринимать шаги по подготовке возможного будущего сотрудничества на данном направлении. В частности, в сентябре 2002 г. СРН утвердил «Политические аспекты базовой концепции совместных миротворческих операций Россия-НАТО». В документе содержится совместный подход и рамки для консультаций, планирования и принятия решений во время возникновения кризиса, а также обозначены вопросы совместной подготовки и учений.

Оборонная реформа

Инициативы в области оборонной реформы сосредоточены на развитии вооруженных сил, кадровой работе и управлении финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности и смягчении последствий оборонной реформы.
В данной области существует ключевой проект, который демонстрирует практические преимущества сотрудничества СРН, – Центр социальной адаптации военнослужащих «Россия-НАТО». Центр способствует адаптации к гражданский жизни военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ. С момента создания центра в июле 2002 г. в Москве, сфера его деятельности была расширена и охватила регионы страны. В настоящий момент центр занимается не только предоставлением информации по поиску трудоустройства и адаптацией военнослужащих, но и организацией профессиональных курсов для стажеров, услуг по распределению на работу, а также учебных курсов английского языка и менеджмента для малых и средних предприятий.
Предполагается, что комплексное «Исследование сотрудничества между НАТО и Россией в области оборонной промышленности, научных исследований и технологий» окажет позитивное воздействие на будущее сотрудничество в данной области.
В целях оказания содействия в проведении оборонной реформы в Оборонном колледже НАТО в Риме для ученых из России были предоставлены две стипендии. Кроме того СРН выделяет субсидии на проведение в курсов по оборонной реформе для российских офицеров в Институте США и Канады Российской Академии Наук.

Тыловое обеспечение

Тыловое обеспечение является краеугольным камнем любой военной операции. В сегодняшних условиях безопасности необходимость в более мобильных войсках и многонациональных операциях требует большей согласованности и объединения ресурсов там, где это возможно. Сотрудничество в области тылового обеспечения происходит в рамках различных инициатив, как в военной, так и в гражданской сфере.
На различных встречах и семинарах предпринимаются усилия по созданию прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как порядок, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обмен практическим опытом.
Изучаются возможности практического взаимодействия в таких областях, как авиатранспорт и дозаправка в воздухе. Соглашение о статусе сил ПрМ, ратифицированное российским парламентом в мае 2007 г., будет в значительной степени способствовать развитию практического сотрудничества между НАТО и Россией в данных областях.

Гражданские чрезвычайные ситуации

С 1996 г. Россия и НАТО работают совместно над созданием механизма совместных действий и совместного реагирования в случае гражданских чрезвычайных ситуаций, таких как землетрясения и наводнения, а также над координацией прогноза и заблаговременного предотвращения стихийных бедствий и катастроф. Кроме того, высказанное Россией предложение привело к созданию в 1998 г. Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, который координирует действия всех стран Совета евроатлантического партнерства в ответ на стихийные бедствия и катастрофы (26 государств-членов НАТО и 23 партнерских государства).
Центральное направление сотрудничества под эгидой СРН в данной сфере – создание потенциалов для ликвидации последствий терактов. Два состоявшихся в России учения по реагированию на стихийные бедствия и катастрофы (в 2002 г. в Богородске и в 2004 г. в Калининграде) и другие учения в 2006 г. в г. Монтелибретти (Италия) позволили разработать конкретные рекомендации по ликвидации последствий подобных инцидентов.

Новые угрозы и вызовы

Научно-техническое сотрудничество между Россией и НАТО началось в 1998 г. За многие годы научные программы НАТО, призванные укреплять сотрудничество  и совместную работу ученых стран НАТО и их партнеров, присудили российским ученым больше грантов, чем какая-либо отдельно взятая страна.
Под эгидой Комитета программы «Наука ради мира и безопасности» проводится перспективная работа по противодействию новым угрозам и вызовам посредством сотрудничества в области науки и экологии. Среди ключевых направлений сотрудничества – обнаружение взрывоопасных предметов, защита от химических, биологических, радиологических и ядерных средств, кибербезопасность, психосоциальные последствия терроризма, транспортная безопасность, экологическая безопасность и экотерроризм, прогнозирование и предотвращение стихийных бедствий и катастроф.

Роль партнерства РФ с НАТО

У России имеется обоснованный интерес считать себя составной частью евро-атлантического региона; у стран этого региона, расположенных к западу от России (европейские и североамериканские страны), имеется свой интерес видеть в России партнера по обустройству мира, безопасности и сотрудничеству в этом пространстве. Исторические судьбы народов России и всего евро-атлантического региона оказались завязанными в особенно тугой узел в XX веке. В плохом и хорошем, в ужасах мировых войн и периодах мирного существования, в чудовищной конфронтации холодной войны и в поисках нового мирного порядка для Европы и всего мира, в безудержной гонке вооружений и соглашениях о контроле над вооружениями и разоружении, в противоречиях и спорах последних лет об архитектуре европейской безопасности и в первых договоренностях о партнерских, доверительных отношениях, взаимопонимании и сотрудничестве. В результате всех этих сложных, противоречивых процессов сегодня Россия является полноправным членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы. С ее участием созданы и действуют Совет сотрудничества государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества. С 1 декабря 1997 г. вступило в силу полномасштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом.
          Поэтому вследствие всего вышесказанного взаимоотношения России и НАТО необходимо рассматривать не изолированно (как бы чувствительны ни были вопросы безопасности), а в общем контексте развития отношений России с Западом, как фактор, способный укрепить эти отношения или серьезно навредить им.Трудный диалог с НАТО завершился на данном этапе подписанием в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Организация Североатлантического договора показала, в том числе и подписанием Основополагающего акта, возможности эволюции союза от замкнутого военного оборонного блока к преимущественно политической организации европейской безопасности с миротворческими функциями. Значение Основополагающего акта состоит в том, что Организация Североатлантического договора создала с Россией механизм консультаций и сотрудничества в виде Совместного постоянного совета. Такого феномена нет ни внутри НАТО, ни в отношениях с государствами, в нее не входящими. Подписание этого документа привело, если не к устранению, то, по крайней мере, к ослаблению напряженного спора между Россией и Западом, сулившего достаточно серьезные осложнения. Тем самым был сделан определенный вклад в продвижение идеи совместной безопасности евро-атлантического региона. Однако достигнутый компромисс только тогда может считаться реализованным успехом, когда обе стороны сумеют позитивно использовать сформулированные на бумаге договоренности, которые могут быть подвергнуты различным интерпретациям. Известна жесткая негативная реакция России на эвентуальное вступление в НАТО стран постсоветского пространства, в особенности стран Балтии. Над выработкой здравого подхода к этой проблеме необходимо было бы сосредоточиться всему евроатлантическому сообществу. Поиск возможных альтернативных решений с учетом интересов и озабоченностей стран Балтии возможен. Простое игнорирование позиции России на основании лишь формальных моментов может свести на нет с худшими последствиями для общеевропейской безопасности достигнутый в Париже компромисс. Время от времени выдвигается идея вступления самой России в НАТО. Представляется, что на данном этапе эта идея выходит за рамки политических реальностей и пропорций.

Возможные пути развития взаимоотношений

В современных условиях Россия имеет три основных выбора:
·                восстановить образ внешнего врага в лице НАТО, что может переключить внимание общества с проблем внутренних на внешние, оправдывая отход от реформ.
·                ничего не делать, предоставив событиям определять отношения с Западом (НАТО).
·                расширить (углубить) взаимодействие с НАТО по всем направлениям, используя опыт и помощь, гарантии безопасности Запада для модернизации страны.
Первое уже было испробовано в годы холодной войны. Второе - в ходе бесплодной борьбы с расширением НАТО. России осталось испробывать третий вариант, но тут возникает ряд проблем, например, способность России эффективно взаимодействовать с НАТО, влиять на ее решения. Ситуация нелегкая, поскольку в ряде случаев альянс очень заинтересован в присутствии России (в Дейтоне, в силах по стабилизации в Югославии); в других случаях - меньше или не заинтересован вовсе (например, в ее присутствии в своем Комитете ядерного планирования). Россия же, несмотря на эмоции или неприятие натовской бюрократии, должна добиваться значительного повышения уровня своего участия в делах альянса, даже на условиях паритетного расширения натовского присутствия в российских военных структурах. Поэтому Россию вряд ли может устроить "почетное" участие в специально создаваемых для ее формального присутствия органах при НАТО (а не в НАТО). Для России было бы важно получить статус наблюдателя (без права голоса) в Комитете ядерного или военного планирования. Начинать надо с тех структур союза, присутствие Москвы в которых вызывало бы меньшее неприятие натовцев. Это, прежде всего, - Комитеты по проблемам современного общества, по науке, по планированию использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях, а также экономический, по информации и культурным связям и так далее. Следует отметить, что среди политиков и военных в НАТО отношение к присутствию России в структурах альянса неоднозначно: первые воспринимают его более либерально, вторые - более консервативно.
Большие возможности для расширения российского присутствия в натовских военных структурах представляют Совместные Объединенные Оперативно-Тактические Группы (СООТГ) - воинские соединения или разного рода командования, создаваемые в рамках альянса. Они находятся в двойном - национальном и оперативно - натовском подчинении (как и все воинские подразделения союза, не имеющего чисто своих, подчиненных только ему подразделений (военнослужащих)). Все они оплачиваются своими странами и могут быть выведены из военной организации, заменены в любой момент. Практически СООТГ сотканы из разных национальных блоков: танковое подразделение (обеспечение) из одной страны, инженерное - из другой, тыловое обеспечение - из третьей и т.д. Это создает мобильность, но и значительную взаимозависимость стран, входящих в союз. Участие российских подразделений в СООТГ, что натовским руководством в принципе не исключается, обеспечивало бы не только присутствие, но и влияние, ибо любое соединение с российским участием уже рассматривается как боеспособное только с ее участием. Вопрос же командования - в большой мере вопрос престижа.
В рамках европеизации атлантической безопасности ряд стран создают совместные воинские соединения вне рамок НАТО (хотя их взаимодействие с альянсом и предполагается). Первой такой ласточкой был франко-немецкий корпус, сейчас создается польско-немецко-датский корпус с штаб-квартирой в Щецине на польской территории. Существуют планы и других подобных соединений, которые по идее, должны быть больше привязаны к Заподноевропейскому союзу, чем к НАТО. Россия, которая не настолько богата, чтобы иметь огромную национальную армию, способную выполнять все миссии или задачи по нейтрализации современных вызовов и рисков, могла бы в большей мере строить свою безопасность в интернациональных рамках, участвуя в создании многонациональных соединений типа СООТГ или упомянутых выше корпусов. Это позволило бы Москве обеспечить более высокий уровень безопасности с меньшими затратами плюс влияние на партнеров.
Большое значение для сближения России и НАТО имеет взаимодействие на гуманитарном уровне. Однако человеческий фактор одинаково плохо используется обеими сторонами. Между тем, он мог бы в значительной степени способствовать снятию взаимной подозрительности, наслаивавшейся десятилетиями, и росту взаимного доверия. В какой-то мере, ненормальность подобной ситуации - результат верхушечного взаимодействия: бюрократию интересуют связи, а не человеческое общение. Существенное значение имеет и языковой барьер. Генерал Заварзин - прекрасный и опытный офицер, он мог бы стать "своим" в натовской верхушке, но этому мешает незнание им английского языка (к сожалению, в российской армии владение иностранными языками не поощряется). Сегодня для взаимодействия с НАТО ей нужны десятки и сотни офицеров высшего и среднего звена, знающие английский и/или французский (рабочие языки союза), но они вынуждены пользоваться услугами переводчиков, что усложняет и служебные контакты, и просто человеческое общение. А без знания языков наши офицеры в НАТО будут постоянно ощущать отчуждение окружающей их среды.
Опыт первых лет российского "партнерства" с НАТО показал, что наибольшие трудности возникают из-за отсутствия ясного понимания сторонами долго- и среднесрочной перспективы развития наших отношений. Но если со стороны НАТО периодически обновляемая стратегия (в частности последняя - Стратегическая концепция, принятая на Римской встрече в 1991 г.) развития отношений с отдельными странами и региональными организациями публично обнародуется, то российский подход до сего времени был "тайной за семью печатями". Конечно, можно резонно возразить, что добротно разработанный Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (ОА), подписанный 27 мая 1997 г., может являться такой программой. Но на самом деле это не так.
Во-первых, Основополагающий акт это - документ, больше касающийся процедур и механизма двустороннего взаимодействия. Во-вторых, это - документ ближайшей реализации, а не стратегических перспектив. И, в-третьих, - и это главное - ОА является "как бы" соглашением между двумя сторонами. Предлагаемая же "Концепция", о которой идет речь, должна не только отражать российский подход к стратегическому, долгосрочному партнерству с НАТО, но и (и это, наверное, самое важное), быть "пробным шаром" в процессе разработки подходов к развитию отношений с другими военно-политическими союзами (такими, например, как заподноевропейский союз).
Каким требованиям должна отвечать эта "Концепция"? В основном их три:
Соответствовать как духу, так и букве внутриполитических долгосрочных программ России (таких, как "Концепция национальной безопасноcти", "Военная доктрина РФ" и других подобных по уровню) и внешнеполитических обязательств-договоров, соглашений.
Основной акцент должен быть сделан на развитии позитивных, партнерских отношений с НАТО, так как планов разного рода противодействия имеется более чем достаточно.
"Концепция" должна предусматривать возможность некоего "маневра силами и средствами" в случае смещения акцентов нашего взаимодействия. Иными словами, она должна быть достаточно гибкой, чтобы "смягчить" возможные угрозы и риски.
В общем виде "Концепция" не должна претендовать на оригинальность формы и, очевидно, может состоять из преамбулы, основной части и резюме. В свою очередь, преамбула формулирует "Концепцию" как политический документ, отражающий официально принятый взгляд на цели и государственную стратегию Российской Федерации в области взаимодействия с НАТО, с учетом имеющихся возможностей и перспектив.
В основной части целесообразно определить четыре блока вопросов, а именно:
1.              Россия и ее взаимоотношения с военно-политическими (военно-оборонительными) союзами;
2.              взаимоотношения с НАТО с точки зрения обеспечения национальных интересов РФ;
3.              общие направления развития партнерских отношений с НАТО;
4.              обеспечение совместной деятельности РФ-НАТО.
В первом блоке, а именно в части касающейся взаимоотношений с крупнейшими военно-политическими (политическими) союзами (в том числе региональными) целесообразно кратко отразить современные тенденции в международной сфере с учетом перспектив. При этом можно лаконично осветить как позитивные, так и негативные тенденции в политической, экономической, военной и информационной сферах. В этом же блоке целесообразно коснуться проблем формирования модели безопасного мира в XXI веке, в том числе модели европейской безопасности и роли России в ее формировании. Далее, можно было бы зафиксировать позицию России относительно реформирования (расширения, реструктуризации) крупнейших организаций (таких, как ООН, НАТО, ОБСЕ), параллельно увязав ее с взаимоотношениями с Евросоюзом, СНГ и другими.
Во втором блоке основной части "Концепции" имеет смысл раскрыть моменты, связанные с системой национальных интересов, выделив те интересы России, которые могут быть реализованы во взаимодействии с НАТО в оборонной сфере, гуманитарной (помощь при стихийных бедствиях), информационной, правовой, социальной (взаимная подготовка кадров) и других областях сотрудничества.
В третьем блоке "Концепции", как представляется, следует детально и подробно остановиться на особенностях развития партнерских отношений России и НАТО, а именно:
в оборонной сфере - совместный сбор данных об угрозах и рисках, обмен необходимой информацией, разработка вариантов совместных действий (в том числе в чрезвычайных ситуациях), обмен миссиями связи, изучение проблем совместимости (в будущем - разумная унификация), проведение совместных учений и операций;
в информационной сфере - "джентльменское соглашение" о чувствительных зонах информации;
в экономической области - совместная разработка и производство специмущества;
в области правового взаимодействия - подготовка совместимых юридических документов, например, "Соглашения о статусе сил (SOFA)";
в сфере политического согласования - консультативный механизм, обмен миссиями, выработка совместных рекомендаций;
наконец, в области гуманитарного сотрудничества - взаимный обмен учебными программами, преподавателями, студентами; создание (развитие) совместных изданий, в том числе электронных; партнерство в области политико-военных исследований; проведение учений и гуманитарных операций.
В последнем, четвертом блоке основной части "Концепции" целесообразно наметить основные направления всестороннего обеспечения совместной деятельности Россия-НАТО, а именно: юридическое обеспечение, то есть комплект правовых документов; финансовое; административное обеспечение; а также специальное обеспечение, то есть обеспечение выхода из возможных критических ситуаций.
Резюмирующая часть "Концепции", очевидно, может быть сформулирована с "прицелом" на будущее, в том числе и на будущие изменения в понимании места и роли России в системе глобальной и региональной безопасности, и в этом ключе - критериев российского подхода к партнерству с военно-политическими (военно-оборонительными) союзами.

Список литературы и источники

·       Каширина Т.В. Российско-американские отношения в 1992-1996 гг. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.- М., 1999.
·       Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. // Российская газета - 1997. - 28 мая. - Раздел I. «Принципы».
·       Партнерство России и НАТО. Проблемы и перспективы. Военный дипломат/Military Diplomat,  № 6, 2006, C. 75-78
·       Пядышев Б. Военные аспекты международной безопасности //Международная жизнь. - 1986. - № 7. - С.88-97.
·       Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. - М., 1983.
·       Караганов С и Юргенс И. "Россия vs Европа: противостояние или союз?"
·       Борьба с НВФ. СССР, Россия и НАТО в локальных конфликтах
·       Казанцев Б. Б. Почему в Москве против расширения НАТО // Международная жизнь. - 1998. - № 4.
·       Качалова Т.Г. Невоенные аспекты деятельности НАТО/ДА МИД России, М., 2003.
·       Котляр B.C. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. - М.: Научная книга.- 2007.
·       Кременюк В.А США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными // США и Канада, экономика, политика, культура - 1999. - № 1.
·       Устав Организации Североатлантического договора
·       «Украшение флота». Частный Корреспондент. chaskor.ru (18 ноября 2008).
·       http://www.nato.int
·       http://www.nato-russia-council.info/htm/RU/index.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий