воскресенье, 4 апреля 2010 г.

технология RFID в России: торговля и логистика

Пять-шесть лет назад началось обсуждение масштабного применения RFID-технологии, особенно в торговле и логистике, многие эксперты в панике прогнозировали, что это приведет к тотальной слежке и что без всяких усилий компании смогут залезть в любой уголок повседневной жизни потребителей. Однако время шло, но RFID так и не становилась массовым орудием в руках "алчных корпораций".
Отличие RFID-технологий от привычных штрих-кодов – возможность бесконтактной регистрации. По запросу моментально отражается положение помеченных объектов и в некоторых случаях считывается информация о них.

Остановимся коротко на сути технологии и её главных принципах. RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках. Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег). Уже известные приложения RFID (бесконтактные смарт-карты в системах контроля управления доступом и в платёжных системах) получают дополнительную популярность с развитием интернет-услуг, а падение мировых цен на себестоимость RFID-метки с 0,30 евро до 0,07–0,09 евро за штуку активизировало процесс их повсеместного внедрения. Перспективы применения радиоидентификации самые широкие: от учета изделий на производстве и ценностей в учреждениях культуры до защиты лекарств и паспортов от подделок. Использование технологии упрощает логистику и несет немалую экономию, поэтому в России были созданы рабочие группы по исследованию, развитию и внедрению RFID-технологий:
В 2005 году Фраунгоферовский Институт эксплуатации и автоматизации производства IFF (Германия) cовместно с российским Институтом авиационных систем (ГосНИИАС) создали в Москве исследовательскую лабораторию по RFID-идентификацией запасных частей для авиационной промышленности и разработки оптических измерительных систем для контроля производства и качества.
В 2009 году «Роснано» создана рабочая группа по исследованию и развитию RFID-рынка в России под председательством Анатолия Чубайса. В ее состав входят представители компаний X5 и «Ситроникс». Проект активно поддерживается гипермаркетами «Ашан».
Ярким примером успешного внедрения технологии RFID в России является московское метро. Компания "Ситроникс" оснастила проездные билеты столичного метрополитена RFID-метками. Однако вряд ли торговым сетям будет интересен этот опыт, потому что метки для метро получаются чрезвычайно дорогостоящими и они не отличаются инновационностью подхода,- довольно примитивны для использования в торговле. Дороговизна меток обусловлена тем, что в России нет полного цикла производства чипов («Ситроникс» производит чипы в количестве 400 000 шт. в год для использования их в смарт-картах метро, однако микроантенны для них импортируются в Японии). Поэтому «Роснано» к концу 2010 г. вместе с итальянской компанией Galileo Vacuum Systems s.p.a. планирует запустить в Подмосковье завод по производству RFID, который через несколько лет будет выпускать до миллиарда меток в год — по нескольку штук на каждого жителя России. Galileo, собственник технологий и ноу-хау, получит 51% прибыли от совместного предприятия. Общая стоимость проекта составляет 43 млн евро, из которых 21 млн евро вложит в проект «Роснано».
Удешевление даст возможность RFID выйти на массовый рынок. По оценкам «Роснано», к 2015 г. мировой рынок RFID-технологий может вырасти более чем в 3 раза до $18 млрд, а в России — почти в 10 раз до $1 млрд. «С помощью RFID можно проводить инвентаризацию в торговых точках, просто проходя мимо полок, а также обеспечить бесконтактную идентификацию пассажиров на транспорте», — поясняет представитель системного интегратора «Техносерв АС» Андрей Паук. Торговля ждет новинку с нетерпением и старается ускорить ее внедрение. «Нам очень нужно отработать эту технологию. В этом заинтересован весь ритейл», — подтвердил глава X5 Retail Group Лев Хасис. По расчетам российских ритейлеров, внедрение RFID-систем позволит сократить расходы розничных сетей на персонал, управление и логистику, а также почти полностью ликвидирует потери от воровства. Это около 1% от товарооборота сетей, а снижение издержек в 2 раза — это уже 5% товарооборота. Если взять весь рынок розничной торговли за прошлый год, экономия могла бы составить около $30 млрд.
За пять лет в ритейле был осуществлен целый ряд проектов по применению RFID, главным образом крупнейшими западными сетями Wal-Mart, Tesco, Metro и подобными. Попытались внедрить у себя этот инструмент и некоторые российские торговые компании, например сеть магазинов "Утконос". Однако, несмотря на все усилия, она себя так и не оправдала. По свидетельству представителей компании, за год выходило из строя до 30% меток, при их считывании возникало немало ошибок, наконец, в эксплуатации данная технология оказалась очень дорогой. В результате в "Утконосе" вернулись к традиционным штрих-кодам, хотя и не отказались от идеи RFID — технологию вновь возьмут на вооружение, когда она будет отлажена и станет экономически приемлемой.
Так или иначе, но и в России, и за рубежом основным направлением нечастого пока применения RFID стали склады и логистика, собственно же покупателей новая технология пока почти не коснулась. И в торговом зале, и в логистике RFID должна стать по-настоящему экономически оправданной. Однако вопрос о том, как этого добиться, остается открытым. По оценкам западных аналитиков, наиболее ощутимую пользу для предприятий розничной торговли RFID-технология приносит в том случае, если используется по всей цепочке поставок, а именно: производство, упаковка, склад производителя, транспорт, распределительный центр, склад продавца, прилавок в магазине. Внедрение такой системы возможно только в том случае, если все участники цепочки, осознав преимущества прослеживания товаров по всему пути следования, разделят между собой соответствующие издержки. Однако такой подход в мире пока мало где практикуется, что тормозит внедрение систем подобного уровня. Никто из участников цепочки не хочет в одиночку нести затраты на RFID, ведь это увеличивает стоимость товаров и услуг и делает их неконкурентоспособными. Тем не менее локальные внедрения, способные решать строго определенные задачи, иногда не относящиеся напрямую к цепочке поставок как таковой, получили заметное распространение. Примером такого внедрения является концерн Metro Group. Так, в конце 2007 г. один из отделов универмага Galeria Kaufhof в Эссене стал первой розничной площадкой, где каждый товар имеет RFID-метку. Пока RFID используется здесь для исключительно информационной миссии — для информирования покупателя о цене и потребительских свойствах того или иного товара. Ни систем поиска товаров, ни специальных касс, мгновенно считающих общую сумму покупки, состоящую, как правило, из нескольких и даже десятков единиц товара, пока здесь не предусмотрено. Однако, как уверяют в самой компании, покупателям идея явно понравилась, и в будущем, после оценки реальной эффективности примененных новшеств и в случае получения положительного заключения, практика RFID в потребительском секторе будет расширяться и углубляться. Кстати, учли в Metro и опасения "мнительных клиентов" — в компании разработали устройство, позволяющее стирать информацию с RFID-метки — за долю секунды это может сделать любой продавец. Более ярким примером успешного внедрения технологии RFID является крупная сеть голландских книжных магазинов Boekhandels Groep Nederland (BGN), включающая в себя 42 магазина, расположенных по всей территории Голландии. Основной проблемой этой торговой сети являются ошибки при инвентаризации. В отдельные периоды точность инвентаризации в магазинах BGN составляла около 60%. Второй основной проблемой является длительность и трудоемкость приемки больших партий новых товаров. В 2006 году в одном из новых магазинов было решено использовать RFID-систему для учета товара и повышения уровня обслуживания. Благодаря внедрению RFID, появилась возможность практически моментального предоставления нужной книги покупателю, благодаря точным данным о наличии и расположении товара. В торговом зале были установлены информационные киоски, позволяющие самостоятельно просматривать наличие товара в реальном времени, аналогично интернет-магазинам. По прогнозам аналитиков компании, в результате внедрения RFID, увеличение продаж должно было достигнуть значения от 10 до 12%. Рассмотрим подробнее схему работы RFID-системы в данном магазине. Компания BGN получает 98% своих товаров от одного дистрибьютора, который перед отправкой заказа маркирует товар RFID метками. Сотрудники дистрибьютора сканируют штрих-код на задней стороне обложки каждой книги, и наклеивают RFID-метку. При этом ID метки привязывается к полному описанию книги в системе учета. Самоклеящиеся RFID-этикетки наклеивают как на сами книги, так и на упаковку, в которой они отгружаются. В коробку пакуется от 80 до 100 книг. Стоимость этикеток оплачивает BGN, но за работы по маркировке RFID-метками, дистрибьютор не взимает дополнительной платы, так как видит потенциал и выгоду от использования технологии RFID. После отправки груза, дистрибьютор высылает через Интернет предварительное уведомление об отгрузке, содержащее уникальные номера меток упаковок и самих товаров. По прибытии в магазин, весь товар пропускается через стационарные считыватели, которые считывают данные с меток. Далее, считанные идентификаторы сравниваются с полученными через Интернет данными. При несовпадении или недопоставке, выводится предупреждение. По фактическим данным в базу магазина приходуется товар. Во время подготовки к открытию магазина, возможность автоматического считывания каждой книги оказалась весьма полезной. 45000 книг были оприходованы всего за 3 дня. Без использования RFID приемка такого количества товара обычно занимала около 2-х недель. После открытия, ежедневный объем поставок снижается до 1000 книг в день, но использование меток не ограничивается только процессом приемки. RFID многократно облегчает инвентаризацию и определение местонахождения нужной книги при помощи мобильного считывателя. Информация о результатах инвентаризации становится доступна как персоналу, так и клиентам. 4 киоска в торговых залах позволяют покупателям искать нужные товары и определять их местонахождение в магазине. Персонал имеет доступ к той же информации со своих рабочих станций. Данные, полученные от RFID меток, могут быть использованы для автоматического извещения покупателя (например, по e-mail) о приходе заказанного товара. На POS-терминалах устанавливаются стационарные RFID-считыватели для считывания меток при продаже, а также для их деактивации (во избежание возможного считывания в других местах). К 2007 г. RFID-система была успешно внедрена в двух магазинах компании, и BGN начала следующий этап по развитию RFID-системы в своих магазинах. В магазине появились т.н. лумные полки+. Данная технология позволяет точно определять полку, на которой находится нужная книга. Первоначально лумные полки+ расположили только в секции лзаказной литературы+, чтобы ускорить процесс нахождения данных книг. Количество продаж книг лна заказ+ составляет от 100 до 150 шт. в месяц. Клиент может заказать книгу при помощи киоска самообслуживания. При поступлении заказного товара, клиенту отправляется извещение на e-mail. После получения такого извещения естественное желание клиента - получить заказанную книгу как можно быстрее. В обычных магазинах существует проблема нахождения товаров, поставляемых на заказ. В данном случае лумные полки+ существенно облегчают данный процесс. Благодаря технологии TrueVUE возможно использовать всего один стационарный считыватель и множество антенн, что существенно снижает стоимость оборудования. В результате внедрения RFID, примерно за год, рост продаж у BGN составил 12% (в двух магазинах оснащенных RFID-системой), за счет привлечения клиентов скоростью обслуживания, точных данных о наличии товара и автоматизации обслуживания, наряду со снижением стоимости и времени приемки и инвентаризации товара. Руководство компании осталось более чем удовлетворено достигнутыми результатами и планирует развернуть RFID-систему во всех своих магазинах.
Большинство из компаний, пытающихся внедрить RFID-технологии в России, столкнулись с двумя проблемами. Первая – большинство компаний хочет оставить все как есть, а внедрив RFID, получить ошеломляющие результаты:
В первую очередь крайне необходимо максимально упорядочить, оптимизировать и сделать прозрачными те процессы, в область юрисдикции которых попадает внедрение RFID. Если, например, на складе бардак, никто ни за что не отвечает, никто ничего не знает, и вообще все протекающие процессы приемки хранения и отгрузки происходят хаотично, то RFID-системы внесут еще большую панику и неразбериху. Многих буквально пугает, что с внедрением RFID придется увеличить зону приемки или дополнительно выделить зону маркировки, четко выполнять инструкции, а предоставление точных и достоверных количественных и качественных показателей о работе склада вообще кажется немыслимым. В таком случае речь об использовании высокотехнологичного и точного инструмента управления идти не может. Даже если будет наведен четкий порядок, сама цепочка перемещения товаров должна предполагать возможность использования систем радиочастотной идентификации. Например, один из мощнейших российских перевозчиков отправляет грузы буквально с колес. Маркировать в данном случае просто некогда!
Вторая проблема. Сейчас заниматься RFID-системами действительно очень выгодно и модно. Количество компаний, которые стремятся занять нишу радиочастотной идентификации, растет с каждым днем. При этом большинство из них забывают о том, что интеграция RFID-систем – дело очень сложное и ответственное. И чтобы иметь квалифицированный персонал и необходимые знания в данной области, требуются солидные финансовые вливания и некий период времени. Кроме того, надежность и финансовая ответственность компании-интегратора играют не последнюю роль при выборе поставщика оборудования. Огромное количество пилотных, а в некоторых случаях и полномерных проектов благополучно канули в лету из-за неспособности компании-интегратора развернуть систему так, как того требует специфика оборудования. Страдают в данных случаях только заказчики, выступающие в роли подопытных кроликов, поверившие амбициозным и утрированным заявлениям интеграторов. В результате заказчик несет солидные финансовые потери, да и к технологии формируется негативное отношение.
Технологию RFID нельзя ни недооценивать, ни переоценивать, одинаковых проектов не существует в принципе и существовать не может. Каждый склад, каждая производственная линия, каждая цепочка поставок – это организм, имеющий как общее сходство с ему подобными, так и присущую только ему индивидуальность и особенность. Поэтому лучший способ получить выгоду от новых технологий - это задуматься над целесообразностью их использования, консультируясь со специалистами и экспертами в данной области.
Литература и источники
RFID-технологии на службе вашего бизнеса = RFID Field Guide: Deploying Radio Frequency Identification Systems: Маниш Бхуптани, Шахрам Морадпур, перевод Троицкий Н.. — Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007. — С. 47. — 290;
RFID — перспективы и реальность: Басина Н. "CIO" №9 от 19 сентября 2006 года, статья;
RFID или не RFID? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС: БАРСУКОВ В. С., к. т. н., статья;
RFID на службу сервиса авиатехники: “Логистика” №1, 2006, статья.
wiki
ленты новостей

Комментариев нет:

Отправить комментарий