воскресенье, 4 апреля 2010 г.

Климатическая доктрина РФ

Введение
Благодаря размерам своей территории и её расположению (значительная часть РФ, находящаяся в полярном регионе, относится к областям максимального как наблюдаемого так и прогнозируемого изменения климата), разнообразию возможных последствий для хозяйственной деятельности, здоровья населения, флоры и фауны, РФ является одним из ключевых субъектов международных отношений по проблемам изменений глобального климата.
Официальная позиция РФ по указанным проблемам  зафиксирована в виде Климатической Доктрины РФ как основополагающего документа, для внутри- и внешнеполитических, экономических решений и планирования устойчивого развития.
Экономика России должна быть готова к развитию в других климатических условиях. Игнорирование последствий глобального потепления дорого обойдется стране – экономические потери могут составить до 5 процентов ВВП. Такой вывод содержится в Климатической доктрине, впервые разработанной Министерством природных ресурсов и экологии. Документ был представлен правительству России и 23 апреля 2009 года им одобрен, а 17 декабря 2009 года помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил, что Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину РФ.
Этапы разработки КД РФ
2005 г. В сборнике Росгидромета "Результаты исследований изменений климата для стратегий устойчивого развития РФ" представлены предложения по примерной структуре и некоторым положениям КД РФ.
19 декабря 2006 г. Совещание под председательством руководителя Росгидромета А.И.Бедрицкого директоров научно-исследовательских институтов Росгидромета и РАН по разработке проекта КД РФ.
24 октября 2008 г. Совещание под председательством руководителя Росгидромета А.И.Бедрицкого директоров научно-исследовательских институтов Росгидромета, РАН и представителей других заинтересованных ведомств по вопросу рассмотрения замечаний к переработанному проекту КД РФ
23 апреля 2009 г. На заседании Президиума Правительства РФ одобрен проект КД РФ, подготовленный специалистами Росгидромета и РАН с участием ряда заинтересованных министерств и ведомств.
17 декабря 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал климатическую доктрину Российской Федерации
Комментарии
Климатическая доктрина России отвечает на вопросы о том, как изменяется климат, почему, каковы тенденции и какие меры должны быть приняты для адаптации к новым погодным условиям.
То, что потепление климата на планете Земля и на территории России происходит, — это уже неоспоримый факт. Если посмотреть на график среднегодовой температуры в России за период с 1901 по 2010 год, видно, что последние 25 лет кривая резко идет вверх. Потепление на 3-4 градуса, на первый взгляд, не впечатляет, это естественное колебание температуры в течение дня. Но в масштабе десятилетия – это очень большой скачок.
О причинах потепления дискуссии продолжаются. Ученые спорят, чего в этом процессе больше: антропогенного вмешательства или циклических климатических изменений. «Наши знания о климате планеты ограничены. Но мы уже не можем отрицать, что человеческая деятельность оказывает колоссальную нагрузку на экологию», — говорит министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.
«График концентрации углекислого газа в атмосфере очень хорошо показывает, что содержание СО2 сегодня в два раза превышает все исторические пики. То есть содержание СО2 действительно циклически изменяется, но только сегодня оно выше этих пиков в два раза. Спорить с этим бессмысленно. Мы не можем не говорить о том, что человечество уже сформировало определенные условия антропогенных изменений климата».
Глобальное потепление, прежде всего, приведет к повышению уровня Мирового океана. За последние два столетия он уже повысился на 100 миллиметров. Если эта тенденция продолжится, то в период 2025 — 2050 года человечество может столкнуться с риском затопления целого ряда территорий. В России угроза возникнет в Санкт-Петербурге, на Ямале, на побережье Белого моря, в Архангельской и Мурманской областях.
Изменение климата сопровождается и ростом неблагоприятных метеорологических явлений: ураганы, смерчи, засухи, пожары, — все это доставляет массу проблем и уносит человеческие жизни. Ежегодный ущерб, который несет Россия по ликвидации последствий природных стихий, составляет до 60 миллиардов рублей!
«В Климатической доктрине мы говорим, что все эти последствия изменения климата необходимо учитывать, при планировании экономики», — говорит Юрий Трутнев.
«Докладывая правительству Климатическую доктрину, мы ставим вопрос о том, что министерствами и ведомствами вот эти процессы, происходящие уже сегодня, должны быть учтены, должна быть разработана соответствующая программа мер. Надо думать о том, что экономика страны будет развиваться в других климатических условиях. По международным оценкам, игнорирование климатических изменений при развитии обойдется стране от 2 до 5 процентов потери ВВП. Поэтому, если мы хотим эти проценты не терять, надо об этом думать». Юрий Трутнев отметил, что для России как самой холодной страны мира повышение температуры может носить и положительный характер. В частности, повысится урожайность, увеличится объем стоков рек, что положительно скажется на гидроэнергетике, облегчится доступ к Арктическому шельфу и Северному морскому пути.
«Но проблема заключается в другом: никто не знает ответа на вопрос, чем грозит разбалансирование климата на планете, к чему это приведет в конце. Не исключено, что, качнув этот маятник, человечество не сможет его остановить», — заключил министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.
Основные положения
Климатическая доктрина Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата.
Стратегической целью политики Российской Федерации в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный (в т.ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз и вызовов.
Основными принципами политики Российской Федерации в области климата являются:
 – глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменений климата и их последствий;
 – приоритет  национальных интересов в разработке и реализации государственной политики в области климата;
 – ясность и информационная открытость политики Российской Федерации в области климата;
 – признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и проектах.
 – всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;
 – предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.
Содержание политики Российской Федерации в области климата определяется задачами, которые подчинены достижению ее стратегической цели, и решаются с учетом особенностей Российской Федерации в контексте проблемы изменений климата.
Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:
 – укрепление и развитие информационной и научной основы политики Российской Федерации в области климата, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и их последствиях;
 – разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
 – разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
 – участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
Основные направления политики Российской Федерации в области климата включают:
 – развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организацию государственного регулирования в области изменений климата;
 – развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
 – научное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
 – кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
 – информационное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
 – международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.
Значительная часть территории Российской Федерации находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и прогнозируемых) изменений климата. Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь негативные последствия этих изменений, оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, жизнь и здоровье ее граждан.
К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся, в частности: повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых групп населения; рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы – в других; повышение пожароопасности в лесных массивах; деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах; нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими; распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.
К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся, в частности: сокращение расходов энергии в отопительный период; улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии ряда мер); повышение продуктивности бореальных лесов.
К преимуществу Российской Федерации, по сравнению со многими странами и регионами Земли, относится более высокий адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают: большие размеры территории; наличие значительных водных ресурсов; относительно небольшая доля населения, проживающего на территориях, особо уязвимых к изменениям климата.
Исключительное, по сравнению с другими странами, разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской Федерации и его последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным следствием больших размеров территории и большого многообразия природных условий.
Список литературы и источники
•    http://www.kremlin.ru/acts/6365
•    http://www.mnr.gov.ru/files/part/9500_project_climate_doktrine.doc
•    http://www.meteoinfo.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий